КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ Радослав Зендеровский РЕЛИГИЯ НА ВЕРОИСПОВЕДНОМ ПОГРАНИЧЬЕ∗ Религия играет важную роль на вероисповедном пограничье, которым является, в сущности, вся Центральная и Восточная Европа. <...> Речь идет главным образом о двух видах пограничья: 1) католическо-православном (в гораздо меньшей степени – католическо-протестантском или православно-протестантском), 2) христианско-мусульманском (прежде всего – православномусульманском). <...> Исповедание определенной веры в ситуации постоянной угрозы (действительной или воображаемой) со стороны иноверцев есть нечто большее, чем просто следование некой религиозной традиции. <...> «Религия на вероисповедном пограничье – это не только вера в Бога, но также вера в целостность собственной этнической общности, а нередко – даже цивилизационной общности» (с. <...> Религия также играет роль утешительницы: она позволяет сохранить «психическое равновесие» перед лицом национальных несчастий, столь частых в жизни народов пограничья. <...> Поэтому в Центральной и Восточной Европе религия не была – и не является ныне – частным делом (ведь речь идет о народе и его существовании), а тем более чем-то безразличным. <...> Religia a tożsamość narodowa i nacjonalizm w Europie Środkowo-Wschodniej. <...> 96 Религия на вероисповедном пограничье личное декларирование своего вероисповедания всегда было чем-то естественным, мало того – предметом гордости. <...> Два упомянутых выше вида вероисповедного пограничья имеют свою специфику. <...> В первом случае речь идет о границе между христианскими конфессиями. <...> Ярким примером такой ситуации является сербско-хорватское пограничье. <...> Религиозные различия вообще играют большую роль у южных славян, чем у восточных и западных. <...> Что касается пограничья второго рода, то здесь важную роль играет идея народа – защитника европейской цивилизации, «предмостного укрепления христианства» (лат. – antemurale christianitatis). <...> Эта идея существует в двух вариантах: 1) исходном – как защита христианского мира от мусульманства <...>