Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636228)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №2 2015

«ОТТЕПЕЛЬ» ФЕДОРА ВАСИЛЬЕВА. АРХЕТИПЫ РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторИванов Михаил
Страниц3
ID473374
АннотацияРусская пейзажная живопись XIX в. (как и лирическая поэзия) отразила глубину национального характера. Романтизм увидел в природе отражение человеческой души, а в душе человека – сопоставимую с природой стихию. В обращении к природе саморефлексия романтика проявилась с особой полнотой и чуткостью. Аналитическая зоркость и лирическая чуткость романтизма заявляют о себе с первых шагов пейзажной лирики. Показательно внимание пейзажистов XIX в. к «обстоятельствам места и времени».
Иванов, М. «ОТТЕПЕЛЬ» ФЕДОРА ВАСИЛЬЕВА. АРХЕТИПЫ РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ / М. Иванов // Вестник культурологии .— 2015 .— №2 .— С. 93-95 .— URL: https://rucont.ru/efd/473374 (дата обращения: 22.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Михаил Иванов АРХЕТИПЫ РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ* Русская пейзажная живопись XIX в. (как и лирическая поэзия) «ОТТЕПЕЛЬ» ФЕДОРА ВАСИЛЬЕВА. отразила глубину национального характера. <...> Романтизм увидел в природе отражение человеческой души, а в душе человека – сопоставимую с природой стихию. <...> В обращении к природе саморефлексия романтика проявилась с особой полнотой и чуткостью. <...> Аналитическая зоркость и лирическая чуткость романтизма заявляют о себе с первых шагов пейзажной лирики. <...> Показательно внимание пейзажистов XIX в. к «обстоятельствам места и времени». <...> Вместе с живой пленэрной отзывчивостью пейзажная лирика XIX в. воплотила архетипы национального жизнеощущения – тот исторически неизменный строй мировосприятия, который сохраняет национальную целостность души народа. <...> Здесь естественно обратиться к признанным шедеврам жанра, к творчеству Федора Васильева (1850–1873). <...> Картина «Оттепель» наряду с другими произведениями художника вписана в золотой фонд русской пейзажной лирики, в которой ярко выражены особенности национального восприятия природы и места в ней человека. <...> Одна из примет васильевской «Оттепели» – безбрежная унылая горизонталь, где встречаются земля и небо. <...> Такое пластическое решение подразумевает бесконечное расширение пространства вширь и за горизонт. <...> Венецианов первым оценил в смиренной и мощной линии горизонта особенность русского пейзажа. <...> – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/zvezda/2014/4/11i.html 93 Михаил Иванов пашне», «Спящий пастушок» и конечно же «Жатва», с их вторящими горизонту градациями пространства, оформляют пластический топос национального мироощущения. <...> В «Оттепели» линия горизонта почти точно делит надвое «небесную» и «земную» зоны картины. <...> В классическом пейзаже пространственное первенство, как правило, уделяется небу. <...> У Васильева пространство «земного» и «небесного» передает календарную границу зимы и весны. <...> К долгой зимней дреме относится и хмурое небо, и сдержанное <...>