Лидов В ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОЙ ИКОНОГРАФИИ* Тема Небесного Иерусалима напрямую связана с идеей СпаОБРАЗ НЕБЕСНОГО ИЕРУСАЛИМА сения. <...> Но до сих пор нет ни одной специальной работы о Небесном Иерусалиме в восточнохристианском искусстве, а вопросу о западноевропейских изображениях Святого града посвящено немало исследований. <...> Все христианское искусство можно рассматривать как образ Небесного Иерусалима, ибо любой храм – зримое воплощение «Царства Небесного на земле». <...> Наиболее важная черта иконографического типа – городские стены, показанные равносторонним четырехугольником. <...> Стены с двенадцатью вратами – наиболее устойчивый элемент западноевропейской иконографии Небесного Иерусалима. <...> Святой град, как правило, показан без храма – в строгом соответствии со словами Апокалипсиса: «Храм же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Отк. <...> Наиболее известный образ Небесного Иерусалима создается мозаиками ротонды Св. <...> . В куполе позднеантичной ротонды, превращенной в христианскую церковь, представлена грандиозная картина Второго пришествия. <...> В этих фигурах долгое время видели мучеников, однако сейчас можно счи79 А.М. Лидов тать доказанным, что это изображения донаторов, давших средства на украшение земной церкви и заслуживших право на молитву в небесном храме. <...> Исследователи решили, что это фасады позднеантичных скальных гробниц в Петра, в которых воплощена идея sacrum palatium (священного дворца) – особо торжественной небесной архитектуры, знаменующей переход в иной мир. <...> Сочетание в мозаиках ротонды архитектурных элементов храма, дворца и театральной сцены акцентирует общую идею прославления, небесного апофеоза, прямо связанную с темой триумфального явления Святого града. <...> Изображенная в мозаиках архитектура существует вне понятий «внешнего» и «внутреннего», она призвана создать образ храма-города, единого священного пространства, внутри которого теряет смысл иерархия <...>