Александр Рейтблат НЕКРОЛОГ КАК БИОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР∗ О жизни многих людей можно узнать только из некрологов, поскольку они не удостоились биографических повествований в других жанрах. <...> Специфическая черта некролога – его временная привязка к смерти персонажа. <...> Некролог должен подвести итог жизни человека, основное внимание уделяя социально полезным аспектам его деятельности (посты, награды) и избегая негативных оценок. <...> Уже самим фактом появления некролога его персонаж признается социально значимым и важным. <...> Характерно, что обычно некролог обезличен, это жанр не авторский, а коллективный, оценку в нем выносит не конкретный индивид, а все общество. <...> «Постоянное появление некрологов говорит людям: тот, кто что-то делает для других, не умрет, его будут помнить» (с. <...> В российской периодике жанр некролога появился в начале XIX в., а первым журнальным некрологом был, по-видимому, некролог И.Ф. Богдановичу в «Вестнике Европы» (1803). <...> Тогда публиковались главным образом некрологи членов императорской семьи, военачальников и высших государственных чиновников, причем освещалась почти исключительно официальная сторона их деятельности. <...> В 1820-е годы публикация некрологов стала уже достаточно обычным явлением. <...> Писать поперек: Статьи по биографике, социологии и истории литературы. <...> 69 Александр Рейтблат Вторая половина XIX – начало ХХ в. были эпохой расцвета некрологического жанра в периодике. <...> В каждой столичной газете несколько раз в неделю публиковались некрологи, причем не только отечественных деятелей, но и зарубежных. <...> Многие газеты имели некрологическую рубрику, которую вел специальный сотрудник. <...> Подборки некрологов за год выходили даже отдельными изданиями. <...> В результате «некрологизировалась» значительная часть общества – десятки тысяч человек. <...> Некролог обычно был невелик и включал следующие сведения: информацию о времени и месте рождения и смерти, месте учебы, чинах, званиях и наградах, местах службы <...>