Александр Рейтблат НРАВСТВЕННЫЕ МОТИВАЦИИ БИОГРАФА∗ Жанр биографии в России весьма консервативен и до последнего времени менялся очень слабо. <...> Казалось бы, для будущих поколений: описывая прошлое, он обращается к будущему. <...> Но, разумеется, обращается он не к реальным потомкам, которых он плохо представляет. <...> «Потомки в данном случае – смысловая инстанция, элемент конструкции современности. <...> <.> Биограф не ждет этого самого будущего, а публикует биографию сейчас, рассчитывая, что ее будут читать современники, что она повлияет на них, окажется им полезной и т.д. <...> Не моралистический, а психологическо-позитивистский подход к биографии сформировался в России лишь к середине XIX в. <...> Однако представлен он был скорее в теории жанра, чем в его практике. <...> Подавляющее большинство биографий даже в XX в. писалось в моралистическом и прославляющем духе, попыток воссоздать противоречия персонажа, его слабые стороны почти не было. <...> Другое понимание биографии человека, другая антропология складывалась в других жанрах – автобиографии (мемуарах) и автобиографической художественной литературе. <...> Здесь читателю предъявлялись гораздо более противоречивые, неоднозначные персонажи, чем в традиционной биографическом жанре. <...> Писать поперек: Статьи по биографике, социологии и истории литературы. <...> 67 Александр Рейтблат зволялась гораздо большая степень субъективности в показе персонажа, гораздо большая степень детализированности в изображении его частной жизни и т.д. <...> «В результате если в господствующей биографии просветительского типа был представлен рационалистический подход к интерпретации деятельности человека, ее мотивов, то в мемуаристике, а тем более в автобиографической прозе находили выражение и подсознательные импульсы, аффективные состояния и т.д.» (с. <...> Прошлое и будущее в биографии – это элементы смысловой картины настоящего, используемые для повышения статуса, подчеркивания ценности того, о чем идет речь. <...>