Евгений Добренко УРОКИ «ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САТИРЫ»∗ В редакционной статье «Правды» от 7 апреля 1952 г. заявлялось: «Нам Гоголи и Щедрины нужны». <...> Начало кампании по возрождению сатиры было вызвано политическими обстоятельствами: накануне и после XIX съезда Сталин готовил новую «большую чистку» в высших эшелонах власти. <...> К концу 1954 г. эта сатирическая волна сошла на нет. <...> Со смертью Сталина политические основания для кампании отпали. <...> «Кое-кто неправильно толкует призыв партии, – напоминал главный теоретический журнал ЦК “Коммунист” в 1957 г. – поднять бичующую силу нашей сатиры до уровня гоголевской и щедринской. <...> Забывается при этом, что сатира Гоголя и особенно сатира Салтыкова-Щедрина была направлена на расшатывание основ существовавшего тогда строя», тогда как «цель нашей сатиры – <.> утверждение советского строя путем критики недостатков». <...> После смерти Сталина утвердился такой взгляд на историю советской сатиры, согласно которому она переживала расцвет в 1920-е годы, а затем возродилась в эпоху оттепели. <...> Сталинская культура – это культура героики и резонерства; их оборотной ∗ Добренко Е. Гоголи <...> – http://magazines.russ.ru/nlo/2013/121/ Режим доступа: 45 ГОГОЛИ И ЩЕДРИНЫ: Евгений Добренко стороной и является сатира. <...> «Парадоксальным образом, для сталинизма, чуждого юмору и иронии, из всех форм комического именно сатира была наиболее органична: она соответствовала духу сталинизма в силу присущего ей глубокого консерватизма – ведь сатирик не столько революционер, сколько резонер. <...> Обычно <.> он творит внутри общества с определенными порядками, принимает его нормы, апеллируя вместе с тем к разуму или к тому, что его эпоха считает разумным. <...> Сталинская сатира эстетически уникальна именно как продукт творчества власти, сделавшей запрет и цензуру условиями развития жанра. <...> «Сталинская сатира – это сатира невозможного и в этом качестве интересна». <...> В 1930-е годы ориентация на нейтральную жанровую форму, которая не обладала бы <...>