Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611230)
Контекстум
Вестник культурологии  / №1 2015

А.А. ФЕТ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторНикольский
АвторыЛевит С.Я.
Страниц40
ID473345
АннотацияКак Паллада, рожденная во всеоружии своих доспехов, так художественное произведение сразу является миру законченным на всю вечность, так образ самого художника предстает потомству единым, цельным и сложившимся. У художника одно имя, один возраст, один облик: это возраст и облик характера его дарования, символом которых является имя, в силу этого легко становящееся нарицательным, подобно именам героев, выводимых поэтами в своих произведениях.
Никольский, Б. А.А. ФЕТ / Б. Никольский, С.Я. Левит // Вестник культурологии .— 2015 .— №1 .— С. 112-151 .— URL: https://rucont.ru/efd/473345 (дата обращения: 02.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕТ I Как Паллада, рожденная во всеоружии своих доспехов, так художественное произведение сразу является миру законченным на всю вечность, так образ самого художника предстает потомству единым, цельным и сложившимся. <...> Анакреон – вечно юный старец; Гомер – вечный слепец-нищий: хитрые китайцы рассказывают даже, что их гениальный старец Лао-цзы так и родился на свет с седыми волосами; вся его биография в том и состоит, что он был и оставался всю жизнь мудрым старцем, написавшим Тао-те-кин. <...> Мы, современники, старшие и младшие, поневоле знаем относительно Фета, что он когда-то был уланом, потом практичным помещиком, бранившим, богатея, новые порядки; мы поневоле знаем, что стар и млад когда-то глумились над его произведениями, то провозглашая их пошлостью и порнографией, то заявляя, что их автор – гнусный реакционер, а стало быть, эти произведения никуда не годятся; потомство же все это или забудет, или же будет рассматривать 112 А.А. Фет лишь как забавное личное воспоминание великого старца, автора «Вечерних огней». <...> С этих общих соображений необходимо начинать критическое выяснение философской сущности произведений Фета. <...> Огромное большинство читателей, знакомое по юмористическим или прямо ругательным отзывам и почти никогда не по собственному чтению с произведениями молодости Фета, нередко даже не слыхивало о его «Вечерних огнях». <...> Таковы, например, стихотворения «Я долго стоял неподвижно», принадлежащее к числу ранних произведений Фета, и «Среди звезд», помещенное в первом выпуске «Вечерних огней». <...> В одном случае поэт прямо Хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души, и трав неясный запах1, – а во втором перед нами не бред, не «тень от облака летучего», которую «не прибьешь гвоздем к сырой земле», но живой луч, 113 Б. Никольский <...> Этот философ-поэт до такой стенени поэт философов, что его произведения неизбежно станут со временем настольною книгою каждого мыслителя, каждого ученого, наконец <...>