Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 608520)
Контекстум
История России. Серия аналитических обзоров и сборников  / №1 2013

СЦЕНАРИИ ВЛАСТИ: МИФЫ И ЦЕРЕМОНИИ РУССКОЙ МОНАРХИИ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторУортман
Страниц11
ID473184
АннотацияВ работе профессора Колумбийского университета Ричарда Уортмана1 исследуется роль символических репрезентаций в возвышении и сохранении российской монархии со времени царствования Петра I до отречения Николая II. Автор подходит к российской монархии как к символической системе, которая, сохраняясь как целое, с течением времени принимала разные формы, чтобы приспособиться к новым требованиям и использовать новые возможности. В работе анализируются господствовавшие мифы и разнообразные формы их выражения в церемониях. В исследовании обосновывается важность образности и символики для поддержания абсолютной монархии и высказываются суждения о том, как эта символика влияла на политику российской монархии.
Уортман, Р.С. СЦЕНАРИИ ВЛАСТИ: МИФЫ И ЦЕРЕМОНИИ РУССКОЙ МОНАРХИИ / Р.С. Уортман // История России. Серия аналитических обзоров и сборников .— 2013 .— №1 .— С. 148-158 .— URL: https://rucont.ru/efd/473184 (дата обращения: 15.03.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2: От Александра II до отречения Николая II. <...> Уортмана1 исследуется роль символических репрезентаций в возвышении и сохранении российской монархии со времени царствования Петра I до отречения Николая II. <...> В исследовании обосновывается важность образности и символики для поддержания абсолютной монархии и высказываются суждения о том, как эта символика влияла на политику российской монархии. <...> Самое важное в работе, по словам автора, – то, что в ней утверждается статус монархии как активного, сознательного фактора в истории политического развития России до 1917 г. «Если исследовать российскую монархию с такой же научной тщательностью, как другие социальные институты, выяснится, что институт монархии обладал собственной политической культурой, в которой господствовал миф, и своими собственными целями» (т. <...> 1: От Петра Великого СЦЕНАРИИ ВЛАСТИ: В части первой первого тома, озаглавленной «Заимствованные знаки», рассматривается период образования русского государства и прослеживается развитие мифа о «чужестранности» правителя от Киевской Руси до окончательного освоения западных моделей при Петре Великом. <...> Во второй части («Олимпийские сценарии») на примере Петра Великого обсуждается освоение моделей презентации, свойственных европейскому барокко и Просвещению. <...> Часть третья, «Смертные государи», посвящена попыткам приспособить миф ко времени динамичных перемен, когда образ недоступного и богоподобного монарха утратил свою привлекательность. <...> В части четвертой («Династический сценарий») исследуется эпоха Николая I, когда конструировался образ героического государя, а миф перестроен в соответствии с новыми либеральными и националистическими требованиями. <...> Переработка форм презентации монархической нации во второй половине XIX – начале ХХ в. – главная тема второго тома. <...> После 1855 г. фокус императорской презентации в России перемещается: это уже не укрепление связей между монархом и элитой, а демонстрация <...>