Преображенное царство: Священная пародия и харизматическая власть при дворе Петра Великого. <...> Екатерины и возникновение женского правления в России. <...> Российская монархия: Политический диалог правителей и писателей XVIII в. <...> Монография американского историка Эрнеста Зицера (1) представляет собой пример современного постмодернистского подхода к истории власти и реформ с учетом достижений антропологии и семиотики и опирается на широко известное исследование Ричарда Уортмана «Сценарии власти»1. <...> В центре внимания автора – военные игрища и религиозные пародии, в первую очередь «всешутейший и всепьянейший собор», которые ведут свое начало от детских забав юного царя в подмосковном селе Преоб1 См. реферат в настоящем сборнике. <...> В интерпретации автора Преображенское – это не просто географическая точка, где протекала бурная юность Петра в потехах с товарищами и собутыльниками, это топос – воображаемое царство, игровой мир, со своими законами для участников, с характерной системой символов и особым языком. <...> Подчеркивая значение религиозной составляющей в дискурсе Петровской эпохи, автор указывает, что для многих приближенных Петра трансформация Московии в императорскую Россию являлась «делом веры в неменьшей степени, чем вопросом бюрократической реорганизации» – т.е. речь шла не только о «преобразовании» (реформе), но и о «преображении» (1, с. <...> Главная мысль книги заключается в том, что в основе придворных шутовских спектаклей лежало не стремление секуляризовать Московию, а вера в божественный дар харизмы, которым, по общему мнению, обладал Пётр Алексеевич. <...> Автор утверждает, что придворные спектакли «конституировали одну из первейших дискурсивных практик, посредством которых царь и его советники культивировали веру в избранность Петра для выполнения задачи преображения Русского царства». <...> Исследуя связь между постановкой сакральных пародий и установлением харизматической власти при дворе <...>