Ю.П. Адлер «ОЦИФРОВАННЫЙ» УЧЕНЫЙ Иные, по живому следу, Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. <...> Борис Пастернак Ключевые слова: цитирование; его возможности и ограничения; ранжировки; рейтинги. <...> Keywords: citation; its possibilities and restrictions; ranking; rationg; Аннотация: В статье обсуждается проблема оценивания работы ученого и аргументируется точка зрения, согласно которой такая оценка для отдельного ученого не только не имеет смысла и некорректна, но еще и научно несостоятельна. <...> В 1962 г., когда я писал свою кандидатскую работу, мой учитель, руководитель диссертации и начальник в ГИРЕДМЕТе, 126 куда я поступил на работу по окончании института в сентябре 1960 г., В.В. Налимов как-то сказал мне, что Ю. <...> Гарфилд из США придумал новый метод поиска литературы с помощью изучения пристатейных ссылок и что уже на следующий год начнет выходить специальный указатель ссылок. <...> Гарфилдом, и тот стал присылать нам квартальные выпуски Индекса. <...> Он назывался Science Citation Index (SCI) – «Индекс научных цитат». <...> Как раз в это время начала выходить трехтомная монография Б.М. Кедрова «Классификация наук» [13]. <...> В ней содержалась интересная идея: поставить в центр всех наук психологию, поскольку она присутствует с неизбежностью в науках о природе (естествознании), науках об обществе и в науках о мышлении (философии), но мне это не подходило. <...> Я занимался «планированием экспериментов», а оно пыталось «засунуть свой нос» всюду. <...> Приходилось искать работы во всех разделах «Десятичного классификатора», который использовался в больших библиотеках, но и это не помогало. <...> Если вы можете составить список ведущих специалистов по интересующему вас вопросу, то достаточно найти в Индексе те работы, в которых они цитировались, и вы сразу становитесь счастливым обладателем богатого улова работ, большинство из которых будет вам интересно. <...> Мой интерес к Индексу концентрировался, прежде всего, вокруг планирования эксперимента. <...> Отмечу <...>