О.Р. Шувалова ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ УЧЕНОГО В МИРЕ И В РОССИИ1 Ключевые слова: отношение населения к науке; престиж научной деятельности; утечка умов; интерес к науке; научная грамотность; псевдонаука. <...> Аннотация: В статье приводятся результаты массовых опросов населения разных стран мира о науке и ученых. <...> По сравнению с развитыми странами в России отмечается противоречивое отношение к науке. <...> С одной стороны, население дает высокую оценку профессионального уровня российских ученых, верит в то, что наука и техника смогут решить большую часть экономических и социальных проблем, с которыми сегодня сталкиваются люди. <...> С другой стороны, наблюдается дистанцированность большинства населения от науки, восприятие ее как окологосударственной сферы, а в личном отношении это проявляется в слабом интересе к научным открытиям и новым технологиям, невысоком уровне научной грамотности и низком престиже научной деятельности. <...> В странах Европы опросы общественного мнения о науке проводятся с 1977 г. В них первоначально поднимались вопросы финансирования науки и приоритетов в поддержке исследований, а в последнее время большое внимание уделяется этическим проблемам воздействия научных достижений на жизнь людей. <...> Следует отметить, что статистическая погрешность таких Опросы общественного мнения о науке впервые стали проопросов (обычно опрашивается 1500–1600 респондентов) не пре1 Их результаты регулярно публикуются в сборниках Национального научного фонда США «Science & engineering indicators», в которых целый раздел посвящен общественному пониманию науки. <...> 3 Наиболее полная подборка индикаторов с международными сопоставлениями доступна в Интернете на сайте НИУ ВШЭ «Мониторинг инновационного поведения населения» в разделе «Восприятие инноваций» [10]. <...> Почему проблема низкого престижа научной деятельности в России ощущается так остро? <...> Престиж научной деятельности был весьма высок, что, в частности, поддерживалось широкомасштабной <...>