По мнению большинства библиотековедов, профессия библиотекаря требует от специалиста владения искусством общения. <...> Ведь библиотечное общение, как и любое другое – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. <...> Сегодня в любой профессиональной периодике по библиотечному делу можно встретить статьи о проблемах библиотечного общения. <...> По результатам исследований С.А. Езовой, И.А. Мейжис, Г.А. Алтуховой и ряда других библиотековедов большое значение для культуры речи библиотекаря имеет профессиональное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, телодвижения и др. средства), значение которых ни в коем случае нельзя недооценивать. <...> Данная проблематика интересна по содержанию и очень актуальна, в связи с чем она нас заинтересовала, и в библиотеках Бардымского района прошло социологическое исследование среди библиотечных специалистов и среди читателей по выявлению их отношения к невербальной коммуникации. <...> В определения отношения к невербальной коммуникации, значения невербальной коммуникации в библиотечной практике автором данной работы проведено социологическое исследование читателей Бардымской ЦБС. <...> Общественный статус респондентов: 62,5% — работающие, 10% — студенты, 12,5% — учащиеся старших классов средних школ, 15% — пенсионеры и неработающие. <...> Эти данные позволяют сделать вывод, что термин «невербальная коммуникация» известен немногим. <...> Но анализ ответов на второй вопрос «Используете ли Вы в своей практической деятельности средства невербальной коммуникации?» показывает, что 80% читателей используют средства невербальной коммуникации, 7,5% ответили отрицательно, 12,5% отметили, что никогда не замечали за собой такой привычки. <...> На первое место по значимости среди видов средств невербальной коммуникации они ставят жесты — 42,5%, затем — взгляд 45%, тон и тембр голоса 27,5%, телодвижения 7,5%, мимику 5%, и не используют вообще позы. <...> Для выяснения значения <...>