КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ Моник де Сен Мартен ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПРЕВОСХОДСТВА∗ Представители французской аристократии, уверенные в незыблемости своего положения, важности семьи, имени и титула, обладающие достаточным капиталом, который передавался по наследству, относились к школе, особенно государственной, с большим недоверием. <...> Вплоть до Второй мировой войны воспитание детей аристократов в раннем возрасте доверялось по большей части гувернанткам, английским или ирландским няням, затем австрийским или французским учительницам и было четко ориентировано на обучение светским навыкам – манере держать себя, здороваться, говорить и отвечать каждому в соответствии с его рангом, способности надлежащим образом нести свой знатный титул и распоряжаться унаследованным капиталом. <...> При этом важнее всего для молодого аристократа было научиться вести себя при любых обстоятельствах «естественно», уметь соблюдать правила либо, наоборот, нарушать их с естественным видом. <...> Сдержанность и скромность, умение говорить и отвечать, а еще важнее – умение молчать и не задавать неуместных вопросов, задавая лишь те, что следует – всему этому уделялось внимания тем больше, чем выше было положение, занимаемое в пространстве знати. <...> – 209 Моник де Сен Мартен старшего сына они были важнее, чем для младшего, для герцога – важнее, чем для графа, и т.д. <...> С самого раннего возраста дети высших классов эти навыки традиционно усваивали не по учебникам хороших манер или сборникам эпистолярного жанра, но на личном примере старших, что создавало иллюзию врожденного качества. <...> Распорядок дня у детей и подростков был очень плотный: уроки чтения, письма, счета, катехизиса, музыки, рисования или вышивки, физические упражнения, прогулки в избранных местах, светские визиты, игры не оставляли свободного времени; дети находились под постоянным контролем. <...> Расписание выполнялось с абсолютной точностью и почти никогда не менялось <...>