Алексей Лапшин ДЕТИ И ЗЛО∗ «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное», – говорит Христос в Евангелии, где дети представляются в качестве светлого метафизического начала, а не просто как возрастная категория, которая независимо ни от чего должна пользоваться особой благосклонностью. <...> Детство как метафизическое состояние – это одно, а конкретные дети – другое. <...> Ребенок-первооткрыватель не защищен от соприкосновения с темными сторонами жизни. <...> Более того, в силу своей незащищенности дети даже легче, чем взрослые, могут сделаться носителями зла. <...> Часто зло в детях – явление временное, преходящее, но бывает, что оно поселяется в человеке еще в нежном возрасте и на всю жизнь. <...> Британец Локк утверждал, что люди лишены врожденных идей. <...> И лишь в результате приобретаемого опыта и воспитания «чистая доска» постепенно заполняется. <...> Лейбниц решительно отвергал эту теорию, настаивая на существовании врожденных идей и принципов, которые мы получаем не от чувственного опыта, а находим в себе сами. <...> К таким идеям Лейбниц относил Бога, бытие, нравственность и даже геометрию с арифметикой. <...> Задача людей, по Лейбницу, в том, чтобы осознать то, что изначально заключается в нас. <...> В противоречиях между Лейбницем и Локком обозначено принципиальное различие в понимании того, что такое человече∗ Лапшин А. <...> Если личность «чистая доска», то все претензии нужно предъявлять воспитанию и социальной среде, что, конечно, было бы неверно. <...> С другой стороны, если в людях заложены идеи Бога и нравственности, то тогда мы должны обладать и врожденным неприятием зла. <...> Поскольку такое неприятие отсутствует, то логично предположить, что зло также является врожденной идеей. <...> Однако в этом случае рассыпается рационалистическое представление о Боге как об источнике абсолютного блага. <...> Однако люди творят зло совершенно осознанно и вопреки идее Бога, и вопреки моральным нормам общества. <...> Ни «страх божий», ни биологический <...>