КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ Константин Фрумкин ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ∗ Почти всякая религия или иная хорошо разработанная идеология по мере своего развития формализуется и удаляется от вдохновлявшего ее духа. <...> Таким образом она доходит в своем поступательном движении до кризиса, в результате которого рождается новая религия или идеология, призванная удовлетворять запросы, которые прежнее учение удовлетворять перестало. <...> Каждая духовная революция – не просто создание новой религии, но религии, отталкивающейся от старой и поэтому становящейся чем-то вроде этапа эволюции этой старой религии. <...> Такими духовными революциями были возникновение протестантизма – в противовес католицизму, пиетизма – в противовес лютеранству, джайнизма и буддизма – в противовес традиционному ведическому индуизму, тантризма – в противовес традиционному буддизму, чань-буддизма – в противовес традиционным китайским религиям, караимства и хасидизма – в противовес традиционному иудаизму, да и само христианство на его наиболее ранней стадии также возникло как иудейская реформация. <...> Основания многих сект были по своему смыслу и структуре такими же революциями, только в малых масштабах. <...> Многочисленные подавляемые советским государством группы «истинных марксистов» и «истинных ленинцев» по своей структуре также во многом представляли собой зародыши несостоявшейся реформации коммунизма. <...> – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/neva/2013/11/6f-pr.html 138 Закономерности духовных революций Самый главный программный пункт всех духовных революций заключался в том, что новыми учениями с большей или меньшей степенью радикальности отрицалось значение созданных старой идеологией формальностей, институтов и обрядов, а важными объявлялись только индивидуальные духовные усилия человека. <...> Это влекло за собой изменение положения вождей в сообществе приверженцев учения – титулованные жрецы и идеологи, чье достоинство было следствием <...>