А.Ю. Котылев ЛИЧНОСТЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ∗ Говоря о вариантах проявления личностного начала в средневековой культуре, А.Ю. Котылев отмечает, что «все средневековые сообщества имеют центром своего мировоззрения представление единого Бога» (с. <...> Такая организация сознания людей обеспечивала относительно высокую степень целостности сознания всего коллектива, проявлявшуюся в единстве действий сообщества. <...> В этом случае имеется в виду общинное крестьянство. <...> «Отдельные представители правящего сословия подвергались активной мифологизации» (с. <...> Церковная иерархия конфликтовала с правителями и имела свое ви́дение путей развития страны и мира. <...> Во многих христианских странах организованное монашество становилось активной общественной силой. <...> Житийные произведения о святых открывали возможности для личностных проявлений. <...> Особое место в религиозных взаимоотношениях занимали ереси, их создатели и вожди. <...> Светская интеллектуальная и художественная культура не получала особого развития до эпохи Возрождения. <...> В Древней Руси X–XIII вв. сохранялся приоритет родового начала. <...> Сыновья крестителя Руси Владимира Святого Борис и Глеб, ∗ Котылев А.Ю. <...> Личность в средневековой православной культуре // Мир культуры и культурология. <...> 64 Личность в средневековой православной культуре князь Ярослав Мудрый, Александр Невский, святитель Леонтий Ростовский суть имена великие для русской культуры. <...> Вообще в русской религиозной культуре этих веков основной формой проявления личностного начала была святость. <...> Личность в культуре Руси эпохи Православного Возрождения XIV–XV вв. также связана с монашеством. <...> Сергий Радонежский, Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Белозерский, Дионисий Глушицкий были лидерами монашества, которые «пытались вести уединенную и безмолвную жизнь в безлюдных местах» (с. <...> Но некоторые монашеские лидеры (Дионисий Суздальский, Феодор Симоновский и даже Сергий Радонежский) вынуждены были принимать <...>