Ю.В. Ларин ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУК О КУЛЬТУРЕ∗ Термин «эпистемология», т.е. «теория познаний», ввел в научЭПИСТЕМОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ный оборот шотландский философ Дж. <...> Эпистемология культуры – это «философско-методологическая рефлексия относительно научного знания, предметом которого является культура» (с. <...> Существуют четыре основных определения культуры: теоцентризм, натуроцентризм, социоцентризм и антропоцентризм. <...> Теоцентризмом культура трактуется как реализация божественных сил (Ж. <...> ). Натуроцентризм считает культуру реализацией природных сил (Ф. Ницше <...> ) Cоциоцентризм трактует культуру как реализацию социальных сил (К. Маркс <...> ). Антропоцентризм видит культуру в реализации сущностных сил каждого отдельного человека (М. <...> ). Концепция «культуроцентризма» рассматривает культуру как некое целостное образование во всем «многообразии форм его проявления» (с. <...> Статус культурологии как науки разными учеными определяется по-своему. <...> Одни говорят, что это наука, а другие считают культурологию целым комплексом наук, «предметом которых является культура» (с. <...> Эпистемология культуры: История и философия наук о культуре: Учеб. пособие. <...> 20 Эпистемология культуры Автор реферируемой работы полагает, что в системе научного знания может быть выделено четыре подсистемы: естествознание, обществознание, антропология и культурология. <...> Структура культурологии такова: метатеоретическая культурология, или «философия культуры»; теоретическая культурология, или «теория культуры»; эмпирическая культурология, или «феноменология культуры» (с. <...> Словом, по мнению ряда ученых, культурология является комплексом наук. <...> Представление о культурологии в качестве теории и истории культуры весьма актуально, но и в «значительной степени дискуссионно» (с. <...> Автор реферируемой книги возводит культурологию в комплекс знаний о культуре и ссылается на А.С. Кармина, который называет культурологию «комплексной гуманитарной наукой» (с. <...>