Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 608268)
Контекстум
Вестник культурологии  / №1 2014

СКУКА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторГлебкин
Страниц14
ID472673
АннотацияСкука – «томление бездействия» (В.И. Даль), тягостное состояние души, порождаемое отсутствием интереса к происходящему, вовлеченности в социальную жизнь, а также характеристика среды, приводящей человека в такое состояние
Глебкин, В.В. СКУКА / В.В. Глебкин // Вестник культурологии .— 2014 .— №1 .— С. 158-171 .— URL: https://rucont.ru/efd/472673 (дата обращения: 10.03.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.В. Глебкин СКУКА Скука – «томление бездействия» (В.И. Даль), тягостное состояние души, порождаемое отсутствием интереса к происходящему, вовлеченности в социальную жизнь, а также характеристика среды, приводящей человека в такое состояние. <...> Необходимо различать культурные смыслы, стоящие за словом «скука», и этимологию и семантическую предысторию слова, дающую возможность связать с ним данные культурные смыслы. <...> Социокультурный контекст появления понятия скуки Базовые социально-экономические и социально-политические процессы, важные для понимания семантики ennui, Langeweile, boredom и др. в эпоху модерна и постмодерна, можно описать следующим образом. <...> Заметно увеличивается плотность населения и скорость как перемещения в пространстве, так и обмена информацией, что ведет к резкому возрастанию пространственной, экономической, социальной мобильности. <...> В европейской культуре кардинально изменяется отношение к деньгам, прибыли, богатству, ростовщичеству и происходит фор158 Скука мирование нового этоса, в основе которого лежит личная инициатива, деловая активность. <...> Ослабляется авторитет мужчины и возрастает роль женщины, детство начинает восприниматься как особый возраст, принципиально отличный от взрослого состояния. <...> Семья уже в меньшей степени выполняет социокультурные и религиозные задачи, в большей – служит получению 159 В.В. Глебкин эмоционального и сексуального наслаждения. <...> Полисная основа определяла представления античного человека о личной доблести (αρετή), проявляемой в состязании с достойными соперниками и приносящей славу и ее материальное воплощение – награды. <...> Структурное подобие человека космосу и качественная однородность между ними исчезает, перестает быть актуальной и столь важная для Античности теория «подобное познается подобным». <...> Важно при этом отметить, что внешний мир перестает интересовать человека сам по себе, он становится знаком иной, трансцендентной реальности <...>