О.В. Белова ПРЕДМЕТЫ ИУДЕЙСКОГО КУЛЬТА В ПОВЕРЬЯХ И МАГИЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ СЛАВЯН (по материалам экспедиций 2004–2010 гг.) <...> * Для народной традиции полиэтничных регионов характерно тесное взаимодействие соседствующих культур в самых разных областях. <...> Одним из частных проявлений взаимодействия «своего» и «чужого» становится использование предметов, связанных с религиозным культом соседей, в определенных ситуациях, чаще всего связанных с необходимостью преодолеть негативные обстоятельства. <...> При этом «чужие» религиозные артефакты признаются более действенными, чем свои сакральные предметы. <...> Согласно этнографическим источникам XIX в., ритуальные предметы, принадлежащие евреям, часто использовались в народной медицине и выполняли функцию оберега или магического средства. <...> Чтобы избавиться от коросты, белорусы в Слуцком повете подвешивали над корытом еврейский талес (ритуальную одежду), трижды обливали его взятой из трех источников водой, после чего обмывались этой водой сами. <...> Талес использовали и при лечении припадков эпилепсии – им накрывали больного. <...> По-видимому, этот прием был позаимствован у евреев: на Волыни при падучей болезни евреи накрывали больного талесом или свадебным пологом. <...> Предметы иудейского культа в поверьях и магических практиках славян (по материалам экспедиций 2004–2010 гг.) <...> 134 Предметы иудейского культа начиная вязать сеть, вплетет в первые ячейки нитку из «жидовского богомолення» (талеса). <...> Особое значение приобретали еврейские артефакты в кризисных ситуациях (природные катаклизмы, болезни скота, внезапное заболевание человека или неожиданное несчастье). <...> В Прикарпатье в 2009 г. записано свидетельство о том, что во время засухи можно сбросить в реку старое надгробие (мацеву) с еврейского кладбища для вызывания дождя. <...> Это действие аналогично практикам разрушения забытой могилы, известным на Балканах: в восточной Сербии (Болевац) снимали крест с безымянной могилы и устанавливали <...>