Горалик КОСТЮМА: СУБЪЕКТИВНАЯ ТРЕВОГА И ПОИСК ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ∗ Многим понятно, какого масштаба тревогу, стресс, а иногда и длительную травму может нанести переживание «костюмной неадекватности». <...> При этом очевидно, что наши реакции на те или иные переживания, связанные с костюмом, – вещь глубоко индивидуальная, часто зависящая от нашего внутреннего устройства при полном отсутствии формальных внешних факторов. <...> Субъективный психологический механизм проекций, всегда лежащий в основе распознавания и декодирования костюмных сигналов в социальных ситуациях, дает естественные сбои в эпоху распада жестких кодов. <...> Процесс распада многих социальных институтов, начавшийся в России в 1960-е и резко обострившийся в 1990-е годы, когда среди прочего деконструкции подвергся даже архаичный институт повседневного делового костюма, повлек за собой естественное обострение у обывателя тревоги по поводу собственного умения «соответствовать» той или иной ситуации. <...> По мере расширения допустимых вариантов костюма для любой социальной ситуации у обывателя сложилось четкое ощущение, что коды расшатались, но не исчезли, т.е. стало допустимо многое, но не все. <...> В результате обыватель оказывается в сложнейшей ситуации отсутствия любых объективных ориентиров, помогающих ∗ Горалик Л. <...> Адекватность костюма: Субъективная тревога и поиск объективных факторов // Теория моды. <...> Адекватность костюма принимать решения относительно собственной одежды. <...> В этой ситуации делается естественная попытка нащупать некоторые константы, способные если и не заменить собой своды правил, то хотя бы способствовать избежать тех или иных фрустрирующих ошибок в одежде. <...> Естественно, такие константы обычно оказываются лежащими в области эстетики, а не этикета, т.е. включается способность приближать конкретного носителя к пусть и субъективно понятому идеалу красоты. <...> Другим таким ориентиром служит «гармоничность» – опять же понятые <...>