ЭВОЛЮЦИЯ УСТОЙЧИВЫХ КОНВЕНЦИЙ В «ОТТЕПЕЛЬНОМ» ПЛАКАТЕ∗ В 1958 г. художник Исаак Гринштейн создал плакат под названием «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи», весьма показательный с точки зрения «оттепельной» эволюции конвенций, устоявшихся в плакатном жанре на протяжении двух предшествующих эпох – раннесоветской и сталинской. <...> Два базовых для традиции политического плаката структурных элемента – фигура посредника и рамочная композиция – присутствуют здесь в полной мере. <...> В роли посредника выступает медальонный, в три четверти, портрет Ленина, расположенный на фоне абсолютно плоского красного пятна, форма которого имитирует знамя; в роли рамки – фотомонтажное изображение толпы, развернутой к зрителю анфас и представляющей советский народ. <...> Раннему советскому плакату был свойствен «символический» принцип действия: он показывал зрителю некую иную действительность, призывал в нее погрузиться, обнажая неистинность того эмпирического контекста, в котором зритель находится здесь и сейчас. <...> Втягивающая функция плаката обеспечивала изъятие чаственций в «оттепельном» плакате // Неприкосновенный запас. <...> – Режим http://magazines.russ.ru/nz/2012/3 ∗ Михайлин В., Беляева Г. Энтузиаст, сын героя: Эволюция устойчивых конэлектронная доступа: 185 Вадим Михайлин, Галина Беляева ЭНТУЗИАСТ, СЫН ГЕРОЯ: Вадим Михайлин, Галина Беляева ного человека из приватных контекстов и подключение его к иерархизированному публичному пространству. <...> Фигура посредника, подобно Исиде на традиционных оккультных изображениях, предлагала конкретный способ проникновения за покров настоящего – в реальность более высокого порядка. <...> В сталинском плакате центральное место занимает фигура отца народов. <...> Все публичное пространство свелось к фигуре вождя. <...> В нормативном изобразительном контексте эпохи настоящее и будущее сливаются воедино: Сталин стал воплощением не только и не столько счастливого будущего, сколько столь же безальтернативного <...>