М.Л. Гаспаров ИСТОРИЗМ, МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И НАШ ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ∗ Для понимания литературы, искусства, науки и религии необходимо знание истории. <...> «Историзм – изобретение XIX века, а до этого три тысячи лет мировая культура обходилась без него» (с. <...> Греческая и римская древность для многих веков была лишь статической картиной моральных доблестей и пороков. <...> Так, например, между Фабрицием (III в. до н.э.) и Катоном Утическим (I в. до н.э.) не видели никакого хронологического разрыва. <...> «Когда романтики изобрели историзм, это не отменило прежнего отношения к прошлому, а лишь усложнило его» (с. <...> Элита романтизма и позитивизма освещала прошлое посредством исторического подхода, тогда как массовая культура искала в прошлом не истоки, а образцы, причем не моральные, а художественные. <...> Массовой культурой в древности являлись греческие вазы, они были предметом обихода. <...> Пьесы Шекспира в театре «Глобус» были зрелищем массовым. <...> В культурном пространстве массовая и высокая культуры связаны друг с другом крепкими нитями. <...> Автор приводит примеры определения одного и того же явления в высокой и в массовой культурах. <...> В энциклопедии слово «вода» определяется как «соединение двух атомов водорода с одним атомом кислорода», а в словаре русского языка сказано, ∗ Гаспаров М.Л. <...> Историзм, массовая культура и наш завтрашний день // Гаспаров М.Л. <...> 12 Историзм, массовая культура и наш завтрашний день что вода – это «прозрачная жидкость без цвета и запаха». <...> В энциклопедии говорится, что земля вращается вокруг солнца, а в популярной песне поется «солнце всходит и заходит». <...> Картина мировой культуры выглядит по-разному для специалиста и для носителя массовой культуры. <...> Возьмем для примера историка древних литератур С.С. Аверинцева (1937–2004) и среднего обывателя. <...> С.С. Аверинцев окончил классическое отделение филологического факультета МГУ, а в сознании среднего обывателя образ Античности складывается из полузабытого школьного учебника Н.А <...>