Яков Голосовкер ЛОГИКА ЧУДЕСНОГО В ЭЛЛИНСКОМ МИФЕ* Сказка знает такой мир, где все шиворот-навыворот – страну-наизнанку: там телега тащит осла, там кубы катятся, там носят воду решетом, варят уху из еще непойманной рыбы и шьют одежды из шкур еще не убитых зверей. <...> Но чудеса страны-наизнанку, по мнению автора, – сплошь обнаженный сарказм. <...> Мифу же для создания чудесных существ и предметов, для совершения чудесных действий не нужно прибегать к сарказму, к скрытой карикатуре и к иронии. <...> В этом мире даже птичье молоко было бы настоящим молоком, а от взора Медузы, действительно, окаменевают, и золотая стрела, попав только в пяту героя, смертельна: ибо она стрела солнце-бога Аполлона. <...> Право задавать вопросы «почему», «каким образом» в мире воображения у здравого смысла отнято. <...> И если в последнем случае наука отвечает «в силу закона тяготения», то этот ответ столь же чудесен, замечает автор, как и ответ Шопенгауэра на вопрос, почему падает камень: камень падает потому, что так хочет камень. <...> Но почему камень, повисающий в пустоте над головой Тантала, только грозит упасть, но не падает? <...> В мире чудесного две параллельные пря* Голосовкер Я. <...> Логика чудесного в эллинском мифе // Голосовкер Я. <...> 167 Яков Голосовкер мые могли бы встретиться, не переставая быть параллельными, и при этом не в сферическом пространстве, а в пространстве Евклидовом. <...> Если по отношению к сферическому пространству такое явление, как встреча двух параллельных прямых, понятно, то для Евклидова пространства оно и непредставимо, и непонятно. <...> Но логика чудесного мифа будет утверждать такую невозможность, как нечто возможное. <...> Она утверждала бы эту мнимую возможность так, как если бы она была вполне понятной и представимой, создавая, таким образом, особый вид иллюзии – иллюзии мнимой. <...> Мы не замечаем этой мнимости в развернутом сюжете мифа. <...> Мы никогда не задаем себе даже вопроса, реальна ли эта иллюзия или мнима, ибо миф оперирует подобными иллюзорными <...>