Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Вестник культурологии  / №3 2012

ЛОГИКА ЧУДЕСНОГО В ЭЛЛИНСКОМ МИФЕ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторГолосовкер Яков
Страниц3
ID472399
АннотацияСказка знает такой мир, где все шиворот-навыворот – страну-наизнанку: там телега тащит осла, там кубы катятся, там носят воду решетом, варят уху из еще непойманной рыбы и шьют одежды из шкур еще не убитых зверей. Но чудеса страны-наизнанку, по мнению автора, – сплошь обнаженный сарказм. Мифу же для создания чудесных существ и предметов, для совершения чудесных действий не нужно прибегать к сарказму, к скрытой карикатуре и к иронии.
Голосовкер, Я. ЛОГИКА ЧУДЕСНОГО В ЭЛЛИНСКОМ МИФЕ / Я. Голосовкер // Вестник культурологии .— 2012 .— №3 .— С. 167-169 .— URL: https://rucont.ru/efd/472399 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Яков Голосовкер ЛОГИКА ЧУДЕСНОГО В ЭЛЛИНСКОМ МИФЕ* Сказка знает такой мир, где все шиворот-навыворот – страну-наизнанку: там телега тащит осла, там кубы катятся, там носят воду решетом, варят уху из еще непойманной рыбы и шьют одежды из шкур еще не убитых зверей. <...> Но чудеса страны-наизнанку, по мнению автора, – сплошь обнаженный сарказм. <...> Мифу же для создания чудесных существ и предметов, для совершения чудесных действий не нужно прибегать к сарказму, к скрытой карикатуре и к иронии. <...> В этом мире даже птичье молоко было бы настоящим молоком, а от взора Медузы, действительно, окаменевают, и золотая стрела, попав только в пяту героя, смертельна: ибо она стрела солнце-бога Аполлона. <...> Право задавать вопросы «почему», «каким образом» в мире воображения у здравого смысла отнято. <...> И если в последнем случае наука отвечает «в силу закона тяготения», то этот ответ столь же чудесен, замечает автор, как и ответ Шопенгауэра на вопрос, почему падает камень: камень падает потому, что так хочет камень. <...> Но почему камень, повисающий в пустоте над головой Тантала, только грозит упасть, но не падает? <...> В мире чудесного две параллельные пря* Голосовкер Я. <...> Логика чудесного в эллинском мифе // Голосовкер Я. <...> 167 Яков Голосовкер мые могли бы встретиться, не переставая быть параллельными, и при этом не в сферическом пространстве, а в пространстве Евклидовом. <...> Если по отношению к сферическому пространству такое явление, как встреча двух параллельных прямых, понятно, то для Евклидова пространства оно и непредставимо, и непонятно. <...> Но логика чудесного мифа будет утверждать такую невозможность, как нечто возможное. <...> Она утверждала бы эту мнимую возможность так, как если бы она была вполне понятной и представимой, создавая, таким образом, особый вид иллюзиииллюзии мнимой. <...> Мы не замечаем этой мнимости в развернутом сюжете мифа. <...> Мы никогда не задаем себе даже вопроса, реальна ли эта иллюзия или мнима, ибо миф оперирует подобными иллюзорными <...>