ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ Виктор Куллэ ТАЙНА СТРАДИВАРИ∗ Если вдуматься, то существование в истории этого Мастера и его творений опровергает саму идею прогресса. <...> Причем не прогресса в искусстве, где мысль о недосягаемых образцах, созданных гениальными предшественниками, отнюдь не нова. <...> В самом деле, на протяжении столетий музыкальные инструменты совершенствовались, обогащали свою палитру, обретали новые возможности звучания. <...> Современные духовые явно превосходят по качеству те, которыми пользовались музыканты эпохи барокко – их производят из сверхчистых сплавов, каждый микрон их сокровенных изгибов выверен на компьютере в акустических лабораториях. <...> Современные рояли обладают, несомненно, более богатыми тембровыми возможностями, нежели их предшественники – клавесины и клавикорды. <...> И только скрипки, созданные итальянскими мастерами, остаются непревзойденными шедеврами. <...> Их просвечивают рентгеновскими лучами в лабораториях, подвергают спектральному анализу, просчитывают их виртуальные модели на компьютере – шедевры упорно хранят свою тайну. <...> Творения, вышедшие из рук Амати, Гварнери и, конечно же, Страдивари (1644–1737), являются не просто музыкальными инструментами – лучшие из лучших виртуозов мира признают в них равноправных партнеров, сотоварищей в творчестве. <...> На аукционах они соперничают в стоимости с полотнами величайших художников. <...> 125 Виктор Куллэ Время от времени мир облетает весть о том, что тайна поразительного звучания скрипок Страдивари раскрыта – и тем не менее никому из современных мастеров не удалось создать ничего подобного. <...> Точная дата и место его рождения неизвестны. <...> Считается, что родители, спасаясь от постигшей Италию чумы, покинули Кремону незадолго до рождения младенца, и Антонио родился в маленьком селении неподалеку от города. <...> Юный Страдивари перепробовал множество профессий – и везде терпел неудачу. <...> Был скульптором, затем занялся резьбой по дереву – он изготовлял <...>