ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ* Миф, и особенно древнеэллинский миф, – это запечатленное в образах познание мира во всем великолепии, ужасе и двусмыслии его тайн. <...> Напрасно иные из современных мыслителей полагают, что замкнутый космос античного человека исключает идеи безначальности и бесконечной глубины этих тайн. <...> Бесконечность ужасала богов Олимпа уже у Гесиода. <...> Те страшные, переплетенные между собой корни земли и всесущего, пребывающие в вечной бездне Вихрей под Тартаром, вызывали у них трепет и отвращение. <...> Сознание эллина с содроганием отворачивается от них. <...> Но оно знало об этой бездне великой бесконечности, как знало и о бездне бесконечности малого, об Анаксимандровом «апейроне». <...> Если в этих якобы наивных мифах скрыто предузнавание «законов» мира и грядущих открытий науки, то предузнавание дано в мифе бессознательно, только как эстетическая игра, утверждающая абсолютную свободу желания, т.е. творческой воли. <...> Однако как порождение только воображения, миф до сих пор не исследовали. <...> В науке обычно не отделяли мифы эллинов от истории их религии и культа, связывая миф с этнографией, лин*Голосовкер Я.Э. <...> 102 Логика античного мифа гвистикой и другими областями научного знания. <...> Для объяснения мифа прибегали к генетическому методу, применяемому к историко-культурным явлениям. <...> Историко-культурные стимулы – торговля, войны, эволюция религиозных и моральных воззрений и пр., о которых мифотворцы могли сами ничего не знать, считаются решающими фактами для раскрытия и реконструирования мифа. <...> Ценны для науки и данные сравнительного языкознания. <...> Факты мифологического сюжета пытаются объяснить, прагматически исходя только из исторической действительности. <...> Зрителю объясняют, что пожар, изображенный на картине, произошел, по всей вероятности, или от брошенной непотухшей папиросы, или от поджога, или от затлевшей балки в системе отопления. <...> Помогает ли такое объяснение понять картину, законы <...>