Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №1 2012

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА А.А. УХТОМСКОГО (260,00 руб.)

0   0
Первый авторГолубева
Страниц9
ID472303
АннотацияАвтор рассматривает культурологическую педагогику А.А. Ухтомского, его оригинальное учение о формировании человека, ориентации его сознания на освоение культурноисторических идеалов
Голубева, Л.Н. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА А.А. УХТОМСКОГО / Л.Н. Голубева // Вестник культурологии .— 2012 .— №1 .— С. 184-192 .— URL: https://rucont.ru/efd/472303 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Автор рассматривает культурологическую педагогику А.А. Ухтомского, его оригинальное учение о формировании человека, ориентации его сознания на освоение культурноисторических идеалов. <...> Ключевые слова: культурологическая педагогика, учение о доминанте, педагогическая антропология, Заслуженный Собеседник, Лицо Другого. <...> А.А. Ухтомский (1875–1942) – выдающийся российский физиолог, создатель учения о доминанте как «функциональном органе» нервной системы человека, ответственном за мотивацию, познание, общение. <...> Он выделял два уровня анализа доминант: 1) уровень абстрактных, универсальных закономерностей высшей нервной деятельности организмов, 2) уровень человека как субъекта индивидуальной жизнедеятельности. <...> Ухтомскому, в отличие от живых организмов, в формировании доминант у человека участвуют интегральные образы действительности, включающие «реальность человеческих лиц», так как человек приобретает родовые качества через совместно-раздельную деятельность и усвоение культуры человечества. <...> Таким образом, еще 184 Культурологическая педагогика А.А. Ухтомского задолго до появления рукописи С.Л. Рубинштейна «Человек и мир», опубликованной лишь после его смерти (1969), А.А. Ухтомский поставил вопрос об экзистенциально-онтологических основаниях субъектности человека, его нравственной культуры, отношений к другим людям. <...> Он считал, что сведение человека к условным рефлексам – неоправданное упрощение, ибо поведение человека, в отличие от животного, не подчиняется закону гомеостаза (со-хранение стабильности в противовес возмущающим воздействиям среды). <...> А.А. Ухтомский писал: «Громадное большинство утверждений И.П. Павлова представляют из себя биологизмы, ос-нованные на соображениях биологической целесообразности» (1, с. <...> Человек имеет волю к «переделке себя», а предпосылкой является природное в нем – физиологический субстрат, подчиняющийся закону доминанты, объясняющий активность, творчество <...>