Автор рассматривает культурологическую педагогику А.А. Ухтомского, его оригинальное учение о формировании человека, ориентации его сознания на освоение культурноисторических идеалов. <...> Ключевые слова: культурологическая педагогика, учение о доминанте, педагогическая антропология, Заслуженный Собеседник, Лицо Другого. <...> А.А. Ухтомский (1875–1942) – выдающийся российский физиолог, создатель учения о доминанте как «функциональном органе» нервной системы человека, ответственном за мотивацию, познание, общение. <...> Он выделял два уровня анализа доминант: 1) уровень абстрактных, универсальных закономерностей высшей нервной деятельности организмов, 2) уровень человека как субъекта индивидуальной жизнедеятельности. <...> Ухтомскому, в отличие от живых организмов, в формировании доминант у человека участвуют интегральные образы действительности, включающие «реальность человеческих лиц», так как человек приобретает родовые качества через совместно-раздельную деятельность и усвоение культуры человечества. <...> Таким образом, еще 184 Культурологическая педагогика А.А. Ухтомского задолго до появления рукописи С.Л. Рубинштейна «Человек и мир», опубликованной лишь после его смерти (1969), А.А. Ухтомский поставил вопрос об экзистенциально-онтологических основаниях субъектности человека, его нравственной культуры, отношений к другим людям. <...> Он считал, что сведение человека к условным рефлексам – неоправданное упрощение, ибо поведение человека, в отличие от животного, не подчиняется закону гомеостаза (со-хранение стабильности в противовес возмущающим воздействиям среды). <...> А.А. Ухтомский писал: «Громадное большинство утверждений И.П. Павлова представляют из себя биологизмы, ос-нованные на соображениях биологической целесообразности» (1, с. <...> Человек имеет волю к «переделке себя», а предпосылкой является природное в нем – физиологический субстрат, подчиняющийся закону доминанты, объясняющий активность, творчество <...>