Л.В. Скворцов ЭКЗОРЦИЗМ И «СТАВРОГИНСКИЙ КОМПЛЕКС» На экранах появился кинофильм Микаэля Хофстрема «Обряд». <...> В фильме поднимается проблема современного отношения к экзорцизму, т.е. изгнанию беса, поселившегося в теле человека. <...> В итоге просмотра фильма складывается впечатление, что научный рационализм должен отступить перед верой. <...> Обычная медицина, в данном случае психиатрия, отступает перед ненормальным состоянием человека. <...> Возникает вопрос: можно ли рассматривать «вселение дьявола» как действительную реальность или это есть нечто совсем иное, а именно – неадекватное восприятие болезненного состояния человека. <...> В первом случае признается специфичность феномена, требующего теологической интерпретации. <...> Фильм «выстроен» таким образом, что острый диспут между сторонником медицинского подхода – Майклом и священнослужителем отцом Лукасом завершается не словесно, а в ходе реального опыта. <...> Священник изгоняет дьявола из его жертвы и сам становится жертвой дьявола. <...> Современность олицетворяет Майкла, скептически относящегося к теологическому подходу и являющегося убежденным сторонником психиатрического, медицинского подхода к проблеме. <...> Однако чтобы спасти отца Лу190 Экзорцизм и «Ставрогинский комплекс» каса, он вынужден вопреки своим рационалистическим убеждениям применить методы экзорцизма. <...> Мы должны поверить, что дьявол действительная реальность, которая может расположиться внутри избранной им жертвы. <...> В этой проблеме имеются аспекты, которые затрагивают сферу гуманитарного знания. <...> Первый ключевой аспект касается когнитологического вопроса: ЧТО ТАКОЕ ДЬЯВОЛ? <...> Из них мы узнаем, что дьяволом стал тот ангел, который возгордился и решил уподобить себя Богу, т.е. он возник из гордыни. <...> Причем такой момент, в котором мы обнаруживаем связь качеств дьявола с потенциальными качествами реального человека. <...> Значит, дьявольщина может возникнуть не извне, а в самом человеке как продукт его самоформирования <...>