Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник культурологии  / №3 2011

ПЕСНЬ О МОЕЙ МУРКЕ: ИСТОРИЯ ВЕЛИКИХ БЛАТНЫХ И УЛИЧНЫХ ПЕСЕН (260,00 руб.)

0   0
Первый авторСидоров
АвторыФетисова Т.А.
Страниц10
ID472227
АннотацияМногим понятно, что уголовно-уличный фольклор – неотъемлемая часть российской культуры. Очевидно, что за ней стоит нечто большее, чем пропаганда уголовщины. Что-то действительно способное тронуть человека. Эта песенная культура существовала неофициально, подпольно – но была не менее популярна, чем официальная эстрада. Русская блатная, или, правильнее сказать, уголовноарестантская песня берет начало от песни разбойничьей. При этом надо отметить, что русская разбойничья песня тесно связана с традициями песни народной (те же стилистические приемы, простой язык), отличаясь от нее лишь по тематике
Сидоров, А.А. ПЕСНЬ О МОЕЙ МУРКЕ: ИСТОРИЯ ВЕЛИКИХ БЛАТНЫХ И УЛИЧНЫХ ПЕСЕН / А.А. Сидоров, Т.А. Фетисова // Вестник культурологии .— 2011 .— №3 .— С. 161-170 .— URL: https://rucont.ru/efd/472227 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сидоров ПЕСНЬ О МОЕЙ МУРКЕ: ИСТОРИЯ ВЕЛИКИХ БЛАТНЫХ И УЛИЧНЫХ ПЕСЕН∗ Многим понятно, что уголовно-уличный фольклор – неотъемлемая часть российской культуры. <...> Эта песенная культура существовала неофициально, подпольно – но была не менее популярна, чем официальная эстрада. <...> Песнь о моей Мурке: История великих блатных и уличных песен: «Мурка», «Гоп со смыком», «С одесского кичмана», «Цыпленок жареный», «Купите бублички», «Постой, паровоз» и др. <...> Вершиной уголовной песенной классики является знаменитая «Мурка». <...> Уже впоследствии в результате многочисленных переделок «Любка» сначала превратилась в «Машу», затем в «Мурку». <...> В песне повествуется лишь о совместных кутежах, нет даже упоминания о «воровской жизни», а также о том, что «бандитку» «боялись злые урки» и тем более об агенте уголовного розыска Мурке. <...> В соответствии с другим вариантом имя «Мурки» могло использоваться как определение женщины – агента Московского уголовного розыска (МУР). <...> С бандитами воровской мир разошелся еще раньше, когда в 1926 г. за бандитизм – статья 593 – стали давать «высшую меру социальной защиты». <...> Таким образом, хулиганы и бандиты, выступавшие в качестве героев в песне «Мурка», стали рассматриваться воровским миром как «недостойные» представители «благородного шпанского братства». <...> По популярности в истории советского песенного фольклора с «Муркой» может поспорить песня «Гоп со смыком». <...> Ни одна из уголовно-арестантских песен, включая ту же «Мурку», не может похвастать таким огромным количеством переделок, живших и до сих пор 163 А.А. Сидоров живущих в народе. <...> На мотив «Гопа» написана и хулиганская «По бульвару Лялечка гуляла», и «Ох, Москва, Москва» – песня Соловков, и «Стройка Халмер-Ю не для меня», «Гоп со смыком, Кировский завод», «Начальник Барабанов дал приказ», а также «Гоп геологов», «Гоп медиков», «Солдатский Гоп» и много-много других. <...> «Гоп со смыком» обладает всеми признаками типичной народной баллады: ее сюжет <...>