ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В. Гаевский <...> МОРФОЛОГИЯ И МИФОЛОГИЯ ПЕТЕРБУРГСКОГО БАЛЕТА∗ Автор реферируемой статьи сообщает в самом начале текста, что название он частично позаимствовал из статьи о Пушкине русского эмигранта Г.П. Федотова (1886–1951) «Певец империи и свободы», напечатанной в 1937 г. в парижском журнале «Современные записки». <...> считает, что «эта же формула может быть отнесена к Мариусу Петипа его золотой поры и вообще к петербургскому балету» (с. <...> Мариус Петипа (1818–1910), балетмейстер и педагог, многолетний диктатор петербургского императорского балета, делал спектакль воспроизведением (отчасти ностальгическим) «блестящих, феерически-фестивальных, в какой-то мере застывших форм человеческой культуры, человеческих универсалий», отчего тот превращался в театральный обряд, где все подчинено строгому канону (с. <...> «Большой балет» Петипа предполагает (в отличие от спектакля романтического, двухактного) три или четыре акта, включающие акт ∗ Гаевский В. <...> Морфология и мифология петербургского балета // Гаевский В., Гершензон П. <...> 122 Империя и свобода праздничного бала и акт прекрасного сна. <...> , представляет собой «почти всегда парадный портрет петербургского балета, коллективный портрет великой труппы, складывающийся из индивидуальных портретов балерины, корифеек и кордебалета» (с. <...> Власть формы в «большом балете» Петипа сочетается, по мнению автора реферируемой статьи, с волей к свободе. <...> «Следование этим двум требованиям создало и тип классической балерины Петипа с ее неудержимой дансантностью, гибкой пластикой и несгибаемой строгой осанкой» (с. <...> Тайная свобода характеризовала и искусство балерин, которых готовила в Петербургском хореографическом училище Агриппина Яковлевна Ваганова (1879–1951). <...> сводит к единому понятию формулу «империя и свобода» (или «форма и свобода»), причем понятие это – «мастерство, виртуозное, одухотворенное, художественное мастерство <...>