Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №4 2010

ТРИКСТЕР И «ЗАКРЫТОЕ» ОБЩЕСТВО (260,00 руб.)

0   0
Первый авторЛиповецкий
АвторыФетисова Т.А.
Страниц4
ID472090
АннотацияНа территории бывшего Советского Союза к настоящему времени существуют девять памятников Остапу Бендеру, множество памятников Буратино, как минимум четыре памятника барону Мюнхгаузену, два памятника Василию Тёркину, поручику Ржевскому, Ходже Насреддину, памятники Коровьеву и Бегемоту, а также Веничке Ерофееву и солдату Швейку.
Липовецкий, М. ТРИКСТЕР И «ЗАКРЫТОЕ» ОБЩЕСТВО / М. Липовецкий, Т.А. Фетисова // Вестник культурологии .— 2010 .— №4 .— С. 114-117 .— URL: https://rucont.ru/efd/472090 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТРИКСТЕР И «ЗАКРЫТОЕ» ОБЩЕСТВО∗ На территории бывшего Советского Союза к настоящему времени существуют девять памятников Остапу Бендеру, множество памятников Буратино, как минимум четыре памятника барону Мюнхгаузену, два памятника Василию Тёркину, поручику Ржевскому, Ходже Насреддину, памятники Коровьеву и Бегемоту, а также Веничке Ерофееву и солдату Швейку. <...> Эти персонажи объединяет то, что все они достаточно отчетливо репрезентируют культурный архетип трикстера. <...> Не менее показательны в этом отношении многочисленные советские кино- и телеперсонажи, герои советского детства, а также трикстеры из советских анекдотов. <...> Бессознательное или сознательное трикстерство было характерно для разнообразных советских деятелей культуры: К. Чуковского <...> Все эти персонажи, несмотря на все различия между ними, представляют некую константу русской культуры ХХ в., константу, которая хоть и в трансформированном, но узнаваемом виде сохранилась и в постсоветской культуре. <...> Трикстер оказался востребован в советскую эпоху как персонаж, противоположный «наивному» герою, модифицированному Ивану-дураку, который в официальной культуре изображался как основной герой революционной эпохи (например, «Страна Муравия» Твардовского, «Член правительства» Зархи и Хейфица, «Светлый путь» ∗ Липовецкий М. <...> 114 Трикстер и «закрытое» общество Александрова), а в контрофициальной – как основная жертва советской социальностиУсомнившийся Макар» Платонова, «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, «Привычное дело» Белова и т.д.) <...> . Напротив, советский трикстер, по-видимому, наиболее адекватно воплотил силу цинизма, необходимого для выживания в постоянно меняющихся, непонятных и непрозрачных социальных условиях советского общества, отражая в комической, игровой форме ту реальную социальность, которая сложилась в результате большевистского эксперимента и которая не вписывалась в структуры как официального советского <...>