Cолдаткина НАЦИОНАЛЬНОЕ МИРОСОЗНАНИЕ «СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ»: СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА И РУССКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ПРОЗА* «Сталинскую эпоху» (1930–1950-е годы) в социокультурном смысле можно назвать временем той нормативной эстетики, которая была призвана создать идеологизированный образ советской действительности и советского строя. <...> После периода революционных потрясений, приведших к краху всех привычных жизненных ценностей, молодое государство действительно нуждалось в выработке новых общественных и этических норм. <...> Писатели-соцреалисты, используя древние мифологические архетипы, создают «советский пантеон» героев, жертвующих собой во благо светлого будущего. <...> При этом вся предшествующая отечественная культура, философия, религия отрицаются, их опыт вычеркивается из национального сознания. <...> Тем самым общество лишается культурно-нравственных корней, сосредоточивая устремления и энергию на идее достижения будущего коммунистического «золотого века». <...> Подобные претензии официальной культуры порождают в обществе стремление к утверждению «вечных», общих гуманистических истин, базирующихся на краеугольных этических постулатах. <...> Именно в сталинскую эпоху появляются литературные произ* Солдаткина Я.В. <...> Национальное миросознание «сталинской эпохи»: советская культура и русская эпическая проза // Обсерватория культуры. <...> Их авторы не славословят существующий строй и вождя, но выполняют значительную философско-культурную задачу: художественными средствами описать тот космос, тот образ существования – «миф», который бы явился выражением изменившегося после революции самосознания нации, выработал бы определенную систему нравственных ценностей, способствующую преодолению раскола общества и гармоничному развитию этноса. <...> Для романов таких различных по творческой технике и социальным убеждениям авторов, как М. Шолохов <...> Пастернак, одинаково характерно стремление отразить развитие национального мировоззрения <...>