Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник культурологии  / №1 2010

ИКОНИЧНОСТЬ ВРЕМЕНИ В «ДИАЛЕКТИКЕ МИФА» А.Ф. ЛОСЕВА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторЗоткина
Страниц14
ID471966
АннотацияВ статье О.Я. Зоткиной «Иконичность времени в “Диалектике мифа” А.Ф. Лосева» предлагается попытка культурологической интерпретации лосевской концепции времени. В основе данной концепции, как считает автор статьи, лежит раскрытие связи времени с вечностью и видение времени в масштабе «личностной истории». Это и дает автору возможность рассматривать данную концепцию в параллели с иконичным виденем времени и личности. Категория иконичности, смысл которой раскрывается в том числе и с опорой на труды А.Ф. Лосева, оказывается универсальной «оптикой» восточно-христианской культурной традиции. Заложенное в иконичности единство личности и образа является определяющим мотивом в концепции Лосева, отличающим ее от многих иных концепций символа и мифа.
Зоткина, О.Я. ИКОНИЧНОСТЬ ВРЕМЕНИ В «ДИАЛЕКТИКЕ МИФА» А.Ф. ЛОСЕВА / О.Я. Зоткина // Вестник культурологии .— 2010 .— №1 .— С. 30-43 .— URL: https://rucont.ru/efd/471966 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Зоткина ИКОНИЧНОСТЬ ВРЕМЕНИ В «ДИАЛЕКТИКЕ МИФА» А.Ф. ЛОСЕВА Аннотация: В статье О.Я. Зоткиной «Иконичность времени в “Диалектике мифа” А.Ф. Лосева» предлагается попытка культурологической интерпретации лосевской концепции времени. <...> В основе данной концепции, как считает автор статьи, лежит раскрытие связи времени с вечностью и видение времени в масштабе «личностной истории». <...> Это и дает автору возможность рассматривать данную концепцию в параллели с иконичным виденем времени и личности. <...> Категория иконичности, смысл которой раскрывается в том числе и с опорой на труды А.Ф. Лосева, оказывается универсальной «оптикой» восточно-христианской культурной традиции. <...> Заложенное в иконичности единство личности и образа является определяющим мотивом в концепции Лосева, отличающим ее от многих иных концепций символа и мифа. <...> В культурологических и философских исследованиях последних десятилетий проявляется устойчивый интерес к системо30 Иконичность времени в «Диалектике мифа» А.Ф. Лосева образующим элементам культуры – парадигмам, универсалиям, кодам, концептам конкретных культур и культурно-исторических эпох. <...> Активизацией этого интереса и разработкой соответствующих моделей культур мы во многом обязаны структурализму и семиотике, но родословное древо подобного видения имеет давние и глубокие корни, уводящие в сферы средневекового и античного символизма. <...> При этом если в структурализме данные концепты и коды ориентируют исследователя на некие имперсональные «механизмы культуры», то средневековый символизм, прежде всего в его восточно-христианском изводе, имеет – вопреки определенным культурологическим стереотипам, связывающим истоки личностной парадигмы с Ренессансом, – глубоко личностную основу. <...> Именно эта личностная основа символа и выразительности, ускользающая во многих структурно-ориентированных подходах, является одним из тех уникальных достояний русской мысли, которые <...>