Галинская ПСИХОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА В психологическом исследовании выделяют ряд подходов к изучению динамики культурного пространства личности. <...> Онтогенетический подход опирается на теорию Л.С. Выготского, который доказывал, что культурное пространство личности изменяется в ходе ее индивидуального развития в процессе социализации. <...> Этнокультурный подход основывается на этнопсихологических или антропологических исследованиях и опирается на изучение общих культурных различий народов. <...> Филогенетический подход рассматривает развитие человеческого общества в историческом процессе (3, с. <...> Исходя из различных теоретико-методологических оснований, исследователи пытаются моделировать «культуру» как сложный объект историко-антропологического и психологического исследования. <...> Л.Ф. Баянова отмечает три этапа рефлексии культуры в ее взаимодействии с человеком в истории отечественной психологии. <...> Первый этап от конца XIX в. и до начала XX в. характеризуется тем, что объяснения культуры в рамках психологии выполнялись в философском ключе (Г.Г. Шпет, С.Л. Франк, Л.М. Лопатин, Г.И. Челпанов). <...> Второй этап связан с именем Л.С. Выготского и его продолжателей. <...> Культурно-историческая концепция была построена Выготским «на постулате культурной опосредованности психики» (1, с. <...> Понятие «знак» рассматривалось как посредник между 6 Психология и культура человеком и культурой. <...> Так, например, указательный жест ребенка превращается в орудие социального взаимодействия, когда ребенок просит взрослого, указывая на желаемый предмет. <...> М.Г. Ярошевский в статье о Выготском и его школе1 пишет, что понятие о знаке «служит могучим средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую)» (цит. по: 1, с. <...> Исходя из учения Л.С. Выготского о знаковой природе культуры, «можно увидеть категориальный ряд, позволяющий выделить онтогенетический (собственно психологический) аспект понимания культуры: культура <...>