Гносеологический и социальный потенциал ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Т.С. <...> Лапина ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Философия культуры: как ее понимать? <...> Культура составляет ценностное достояние цивилизации и ее можно трактовать как приобретаемый людьми опыт производства и освоения ценностей, который объективируется в предметной качественности и гуманистической ориентированности активности субъектов, в ее результатах – определенном поведении и созданиях индивидов, в культуроносных регулятивах, в составляющих семиозиса, кодирующих культуроносные явления. <...> Попытки философов внести вклад в общее объяснение культуры расценивались Уайтом как мешающие достичь ее понимания2. <...> Но, думается, специалисты-философы рубят сук, на котором сидят, 165 Т.С. Лапина если разделяют позитивистскую позицию категорического неприятия культурогенного потенциала философии. <...> Для достижения поставленной цели необходимо определить предмет, а также раскрыть функции философии культуры, полновесно учитывая специфику любомудрия как учения о началах общемировых и родовых форм сущего, о характере мирового детерминизма. <...> Соответственно предмет философии культуры составляют изначальные причины и конечные следствия ее существования – то, чем она детерминируется (в том числе самодетерминируется) и что она, в свою очередь, детерминирует, т.е. основания культуры. <...> При этом философия раскрывает не конкретно-исторические причины и следствия существования каких-то определенных культур, а причины и следствия, заключенные в логике общественной истории – в связях необходимого характера между обществом и природой, человеком и обществом, человеком и природой, личностью и личностью, которыми обусловлена культура. <...> Как видим, философские основания культуры представляют собой базовые принципы ее объяснения, однако поскольку культура искусственна, постольку они либо выступают также принципами ее производства <...>