58 История профессии в лицах: вопросы персонификации библиотечного дела ПЕРЕПИСКА (1937-1948) ВИДНЫХ БИБЛИОТЕКОВЕДОВ Л.Б. <...> ХАВКИНОЙ И В.А. АРТИСЕВИЧ: ПРИМЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ЕДИНЕНИЯ КОЛЛЕГ Елена Алексеевна ШМАРОВА, студентка 4-го курса Института информационных коммуникаций и библиотек Московского государственного университета культуры и искусств Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Татьяна Федоровна Каратыгина (г. Москва) В любой области человеческой деятельности (как в практической, так и в научной) важны не только профессионализм и компетентность занятых в ней людей. <...> Ведь каждый профессионал осуществляет свою деятельность в определенном направлении, аспекте своей области. <...> Значение взаимодействия между учеными и специалистами очевидно. <...> В библиотечном деле также, как это имеет место и во всех других областях человеческой деятельности, сотрудничество практиков и ученых тоже имеет широкое распространение. <...> Примером этому может служить переписка Любови Борисовны Хавкиной и Веры Александровны Артисевич. <...> Л.Б. Хавкина (1871-1949) — крупнейший российский теоретик и организатор библиотечного дела, библиотековед, библиографовед и книговед. <...> Непреходящее значение имеет труд Л.Б. Хавкиной «Книга и библиотека» (1918) [1], где обоснован плюралистический подход к постановке библиотечного МОЛОДЫЕ В БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ 6 – 14 59 дела, показана роль библиотеки в демократизации общества. <...> Любовь Борисовна — автор лучших в мире пособий по библиотечному делу своего времени, по которым библиотекари имели возможность осуществлять самообразование («Библиотеки, их организация и техника», 1904 г. [2]; «Руководство для небольших библиотек», 1911 г. [3]). <...> А.Л. Шанявского стали Высшие курсы при Кабинете библиотековедения, образованные в 1920 году. <...> На основе курсов при Кабинете библиотековедения в 1930 г. был создан Московский библиотечный институт (сегодня — Московский государственный университет <...>