88 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА УДК 621.33 (072) Повышение энергетической эффективности электровозов переменного тока с коллекторным приводом И. П. Васильев*, В. Д. Тулупов Отечественная стратегия повышения уровня энергосбережения в области тягового подвижного состава реализуется за счет закупки новых энергоэкономичных локомотивов и модернизации эксплуатируемого парка. <...> Электровозы переменного тока Российских железных дорог, оборудованные коллекторными тяговыми машинами, имеют низкий уровень энергетических показателей в режимах тяги и рекуперативного торможения, что ведет к значительному потреблению электроэнергии и росту эксплуатационных расходов, что недопустимо в сложных политических и экономических условиях. <...> Для повышения энергоэффективности электровозов переменного тока с коллекторными тяговыми машинами и с тиристорными преобразователями предложено множество способов и реализовано немало технических решений, однако проблема остается актуальной. <...> Одним из нереализованных до настоящего времени способов ее решения является разработка преобразователя на основе однофазного двухмостового выпрямителя с использованием диодных плеч, а также его нового алгоритма управления. <...> Ключевые слова: энергосбережение, электровоз, расход электрической энергии, потери мощности, тяговый подвижной состав, коллекторная тяговая машина. <...> Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. определяют энергетическую эффективность экономики одним из главных стратегических ориентиров долгосрочной государственной энергетической политики. <...> Значительным потребителем энергоресурсов в стране является железнодорожный транспорт: более 4% вырабатываемой в России электроэнергии и более 10% дизельного топлива расходуется локомотивным хозяйством <...>