Иноземцев НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: В ЧЕМ ОНИ СОСТОЯТ И КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ? <...> За годы, прошедшие со времени распада Советского Союза, российское руководство неоднократно меняло свое отношение к странам СНГ и по-разному определяло свои главные задачи в отношениях с ними. <...> В период становления новой российской государственности (с провозглашения суверенитета до начала второй половины 1990-х годов) основной акцент во внешней политике делался на отношения со странами Запада, а СНГ считалось формой «цивилизованного развода» постсоветских государств. <...> Политически российское руководство ценило скорее формальные подтверждения лояльности со стороны соседей, чем реальные выгоды от сотрудничества с ними. <...> При этом Россия не получала существенных выгод от такой политики – как потому, что лидеры постсоветских государств не шли в отношениях с ней на сопоставимые уступки, так и потому, что экономическая роль СНГ в политике России устойчиво снижалась (если в 1992 г. на эти страны приходился 31% российского внешнеторгового оборота, то к 2000 г. их доля сократилась до 18%)1. <...> Это формировало определенные основы для проявившихся позже противоречий, но для изменения курса России в отношении постсоветских стран требовался пересмотр российской внешней политики в целом. <...> начал выстраивать более жесткую линию отношений с Западом, и оформился в 2000-е, когда В. Путин <...> стал болезненно реагировать на активизацию западного экспансионизма через расширение НАТО и ЕС. <...> С этого момента Россия стала более четко связывать экономическое сотрудничество со странами СНГ с их политической лояльностью (в этом отношении наилучшим примером является серия поспешных уступок в отношении Украины после «победы» В. Януковича <...> на выборах 2004 г., а затем ужесточение политики после прихода к власти В. Ющенко <...> К этому же периоду относится начало многостороннего сотрудничества на постсоветском пространстве в рамках <...>