№4 (26), 2015 ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УДК 378.147 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ КАК ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ AСПЕКТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНЕ Е.В. <...> Бубович, И.А. Тюрина, Л.В. Коваленко Кафедра патофизиологии и общей патологии медицинского института БУ ВО «Сургутский государственный университет», Сургут, Россия Резюме. <...> В статье освещены различные виды познавательных барьеров возникающие у студентов медицинских вузов при изучении материала, а также возможные принципы их решения, путем индивидуального подхода преподавателя к студенту с использованием учебно-методического материала, через активизацию самостоятельной деятельности студента. <...> К одной из основных современных тенденций развития высшего профессионального образования в медицине является переход к такой организации взаимодействия преподавателя и студента, при которой акцент обучения переноситься с обучающей деятельности на самостоятельно познающую деятельность обучаемого [1]. <...> Активизация самостоятельной учебно-познава32 тельной деятельности студента понимается сегодня как процесс, направленный на усиленную деятельность как стороны обучающего, так и со стороны обучающегося, посредством побуждения его к энергичному целенаправленному осуществлению и преодолению ряда барьеров, пассивности стереотипных форм преподавания и учения [2]. <...> В педагогике можно выделить следующие коммуникативные барьеры: семантические (возникают в результате неверного понимания значения используемых символов как вербальных, так и невербальных); понятийные (возникают в силу различия понятийных полей преподавателя и студента); личностные барьеры порождаются индивидуальными характеристиками обучающего и обучаемого, расхождениями ценностно-смыслового, эмоционального характера, неумением слушать партнера; языковые барьеры продуцируются языковыми различиями преподавателя и студента как принадлежащих к различным культурам <...>