№ 4 ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В РОССИИ Ю.Н. <...> Рост АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. <...> В статье рассматриваются вопросы, связанные с преподаванием английского языка в России в первой половине XIX в. в учебных заведениях, где получали среднее и специальное образование. <...> Перечислены гимназии, частные пансионы, военные и коммерческие учреждения, в которых был введен английский язык как обязательный предмет. <...> Дан общий обзор методов преподавания иностранных языков, включающий особенности преподавания английского языка. <...> Ключевые слова: гимназии, частные пансионы, кадетские корпуса, английский язык, первая половина XIX в. <...> Ко второй половине XIX в. английский язык по популярности и практической значимости соперничает с французским и немецким языРост Юлия Николаевна — канд. культурологии, доц. кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел. <...> В конце XVIII в. было довольно много учебных заведений, в которых изучали английский язык, и их количество заметно увеличилось к середине XIX в. <...> В первой половине XIX в. английский язык преподавали в высшей школе: во всех российских университетах и некоторых институтах, а также на уровне среднего образования — в гимназиях, лицеях, частных пансионах, военных училищах, кадетских корпусах и др. <...> Данная статья посвящена преподаванию английского языка в гимназиях, частных пансионах и специализированных учебных заведениях. <...> Так, в 1834 г. после осмотра Архангельской гимназии бывший попечитель СанктПетербургского округа, тайный советник князь Дондуков-Корсаков в донесении министру народного просвещения писал: “Здесь (в Архангельске) все исполнено духа промышленности и торговли; рыбная ловля, работа на фабриках и мануфактурах — вот естественные местные предметы деятельности и источники богатства. <...> Посему неудивительно, что познания, приобретаемые Архангелогородским <...>