Павловская ДОРОГИ РОССИИ — СУДЬБА РОССИИ В статье рассматриваются место и роль дороги в культуре и общественной жизни России, своеобразие отношения к дорожной теме в стране, некоторые вечные проблемы русской истории, а также стереотипы восприятия русской жизни иностранными наблюдателями. <...> Статья написана на широком историко-культурном материале: используются художественная литература, публицистика, записки иностранцев, официальные документы и многое другое. <...> Тема дороги важна для любой культуры, для многих народов она связана с идеей самой жизни, жизненного пути. <...> Дорога в России — это не просто путь, проложенный между населенными пунктами, это ее судьба. <...> Велика роль дорог в государственной жизни России. <...> Реки-дороги, таким образом, изначально играли важную политическую роль в жизни страны. <...> Важнейшая функция дороги во всех странах торговая. <...> Многие дороги прокладывались прежде всего с торговыми целями. <...> Характерно, что еще в середине XVI в. священник Ермолай-Еразм предлагал возложить обустройство дорог на купечество: “Те, кто покупает и продает в городах и богатеет от прибыли, те должны взять на себя бремя связей между городами, потому что они собиратели больших доходов… <...> Принимая во внимание все возраставшие размеры страны, только дороги могли связать воедино раскинувшиеся во все стороны части обширного государства. <...> И действительно: еще в древних источниках поражает та легкость, с которой русский человек передвигается во все стороны. <...> А уж о передвижениях внутри страны и говорить не приходится, это было делом обычным: за данью ли, за развлечениями, с торговыми целями, для усмирения взбунтовавшегося населения не только отдельные личности, но и целые дружины свободно перемещаются с места на место. <...> В XIX в. французский путешественник А. де Кюстин подчеркивал разницу в восприятии расстояний русскими людьми и им, заезжим иностранцем: «“В России нет расстояний”, — говорят рус1 Памятники литературы <...>