Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторМахлин
Страниц13
ID469825
АннотацияИрония (греч. eironeia – «насмешка» или «притворство») – форма осмеяния; «смеховое» отрицание того, что на словах утверждается как будто всерьез
Махлин, В.Л. ИРОНИЯ / В.Л. Махлин // Литературоведческий журнал .— 2016 .— №1 .— С. 188-200 .— URL: https://rucont.ru/efd/469825 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Махлин ИРОНИЯ Ирония (греч. eironeia – «насмешка» или «притворство») – форма осмеяния; «смеховое» отрицание того, что на словах утверждается как будто всерьез. <...> Целесообразно различать И. как (1) эстетический феномен, как (2) способ речи и как (3) тип мировоззрения или мировоззренческий принцип (в том числе – в искусстве). <...> Когда говорят (вольно или невольно цитируя Гегеля) об «иронии истории», или когда классик революционного марксизма Ф. Энгельс <...> замечает: «Люди, хвалившиеся тем, что сделал и революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, – что с д еланна я революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать»1, – то в том и в другом случае речь идет о некотором объективном положении дел, превышающем человеческие возможности разумения и контроля, т.е. о таком ходе самих вещей, в свете которого люди, воображавшие себя деятелями и творцами, на поверку оказываются, по выражению Шекспира, «дураками времени» (fools of time); при этом само слово «И.» может вообще отсутствовать (как во втором примере). <...> Как объективное эстетическое ви ´ дение И. может перерастать в откровенный сатанизм, в своего рода трансцендентальную издевку, как в знаменитом «видйнии на Неве» в «Петербургских сновидениях в стихах и прозе» Ф.М. Достоевского (1861), где разоблачающее осмеяние столицы российской империи исходит от некоего анонима: «Кто-то гримасничал передо мною, спрятавшись за всю эту фан Ирония 189 тастическую толпу, и передергивал какие-то нитки, пружинки, и куколки эти двигались, а он всл хохотал и всл хохотал»2. <...> Напротив, И. как способ речи предполагает вполне определенного автора высказывания (включая несловесные формы выражения – мимику, жестикуляцию и т.п.) <...> Например, в «Бесах» Достоевского рассказчик вспоминает о кружке Степана Трофимовича: «Ходил еще один любознательный старичок, но помер»; И. здесь, опосредованная как бы нейтральным хроникером событий, преломляет сложное отношение «жестокого <...>