Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Литературоведческий журнал  / №1 2011

К.М. ВИЛАНД В РЕЦЕПЦИИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторСалова
Страниц9
ID469644
АннотацияПредмет статьи – особенности творческого освоения Г.Р. Державиным неоплатонического концепта К.М. Виланда «сродственные души». Обосновывается участие вышеназванного концепта в оформлении образно-мотивной структуры и циклизации анакреонтической поэзии Державина.
Салова, С.А. К.М. ВИЛАНД В РЕЦЕПЦИИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА / С.А. Салова // Литературоведческий журнал .— 2011 .— №1 .— С. 34-42 .— URL: https://rucont.ru/efd/469644 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕРЖАВИНА История восприятия Виланда в России является малоизученной областью как в отечественной компаративистике, так и в истории художественного перевода. <...> Данилевский специально указал также на ту особую роль, которую сыграли русские масоны в популяризации нравоучительных и чувствительных сочинений Виланда. <...> Творчество же Державина, никогда не поддававшегося на приглашения вступить в масонские ложи, вплоть до настоящего времени остается фактически вне поля зрения исследователей проблемы «Виланд в России». <...> Между тем есть основания полагать, что Державин был в числе тех первых заинтересованных читателей и поклонников Виланда в России, которые предвосхитили восторженное отношение к сочинениям этого немецкого автора со стороны многих отечественных представителей сентиментализма и предромантизма. <...> Виланд в рецепции Г.Р. Державина 35 жавина, созданных им в разное время и впоследствии включенных в сборник «Анакреонтических песен» 1804 г. Следы знакомства с сочинениями Виланда, как нам представляется, обнаруживает уже ранняя любовная лирика Державина, точнее – те четыре стихотворения на любовную тему («Объявление любви», «Пламиде», «Всемила», «Нине»), создание которых обычно относят к 1770 г. Первое из них утверждает идеал одухотворенной любви, понятой как взаимное движение навстречу друг другу, как глубокая внутренняя связь вплоть до полного слияния душ: «Что с тем сравнится восхищеньем, / Как две сольются в нас души?» <...> Неоплатонический пафос подобных лирических излияний вполне очевиден. <...> Воссозданные здесь модели интимного поведения женщины категорично отвергались условным автором как противоречащие прокламированному ранее этическому идеалу взаимоотношения полов в сфере чувства. <...> Пламида представлена как жрица продажной любви, чей прагматизм и жажда денег расценивается как фактор, вульгаризирующий и в конечном счете истребляющий любовное чувство, что и произошло с условным автором <...>