№ 2 А.К. Мамедов, докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой социологии коммуникативных систем социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова∗ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: НОВАЯ ОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В настоящей статье формулируется идея, согласно которой в информационном обществе, которое основано на таком производственном ресурсе, как знание и информация, происходит латентное расширение социального неравенства. <...> Последнее обусловлено доступностью информации, а также наличием таких ее атрибутивных качеств, как неистощимость, бесконечность, непотребляемость, которые системно связаны с иными свойствами (например, с избирательностью, селективностью). <...> В результате в информационном обществе принадлежность к высшему классу впервые начинает определяться с точки зрения новых критериев — интеллекта, креативности и яркости личностного начала. <...> На рубеже веков (конца XX — начала XXI в.) практически каждая из сторон социальной действительности ощутила на себе неотвратимое системное воздействие произошедшей информационной революции, ставшей к тому времени онтологической реальностью. <...> Подобная революция была связана в первую очередь со все более возрастающим значением информационно-коммуникационных технологий и инноваций, которые стремительными темпами стали распространяться во всем мире, охватывая, по сути, все сферы жизнедеятельности людей. <...> Происходит сциентизация быта, технологии подобного рода начинают широко использоваться на всех уровнях социальной организации, находят обширное применение в производстве и в рамках тех или иных институциональных систем (например, в системе образования, культуры, досуга). <...> Само мультипликарное расширение доступа к информации становится стимулирующим фактором изменения качественного уровня жизни, а также формирования нового типа общественного сознания — “информационного”. <...> В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха <...>