№ 1 Н.С. Петрашкова, асп. кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ВО ФРАНЦИИ В ВОПРОСЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Разрыв Франции с имперским прошлым привел к массовой иммиграции жителей стран Магриба, Ближнего Востока и Черной Африки. <...> Выходцы с других берегов Средиземного моря создавали внутри французского общества исламскую идентичность, которая стала частью внутриполитической и социальной специфики страны. <...> Статья посвящена проблеме идентичности в современной Франции и трансформации общественного сознания в вопросе о том, кого считать французом. <...> Еще в 1960-х гг. французская идентичность не вызывала ни у кого вопросов: в общественном сознании, да и в средствах массовой информации француз отождествлялся с белокожим “franзais de souche”1. <...> Иммигранты из Магриба воспринимались в это время как угроза французской идентичности. <...> Как пишет в своей статье “Les Franзais de souche existent-ils? <...> ”2 французский специалист в области социальной истории и демографии, директор по научной работе Национального института демографических исследований Эрве ле Бра «термин “franзais de souche” появился еще в XIX в. для обозначения французов, рожденных во Франции, родители которых также были уроженцами Франции»3. <...> Однако это понятие немного изменило свой смысл и стало относиться к фран∗ Петрашкова Наталья Сергеевна, e-mail: natalia.petrashkova@gmail.com 1 С фр. — “коренной француз”. <...> 198 цузам, большая часть предков которых была французами в противовес тем, чьими предками были иностранцы. <...> В этот период, когда речь шла о жителях Алжира, в дискурсе всегда делались различия между франкоалжирцами (“черноногими”) и алжирцами. <...> Термин “черноногие” был введен для алжирцев европейского происхождения, составлявших значительную часть населения Алжира в период французской колониальной экспансии 1830–1962 гг. <...> После обретения Алжиром государственного суверенитета в конце <...>