№ 1 М.В. Юрасова, канд. социол. наук, доц. кафедры социологии организаций и менеджмента социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ Современными тенденциями развития менеджмента качества являются его интеграционный характер и всеобщий охват всех сфер деятельности. <...> Сегодня управление качеством заключает в себе не только технические и технологические характеристики, но и социальные составляющие. <...> Ключевые слова: управление качеством, качество управления, исследование управления, интегрированные системы менеджмента качества, показатели качества. <...> Сегодня управление качеством включает не столько качество товаров, услуг, процессов, сколько качество управления в целом. <...> Термин “качество” в течение многих лет использовался для характеристики свойств продукта. <...> Эти требования включают комплексные требования клиентов, а не просто спецификацию товара или услуги. <...> Для управления качеством руководители и сотрудники должны осознать наличие как внешних, так и внутренних клиентов; полностью понять и принять потребности и ожидания своих клиентов; предоставлять то, о чем договорились, без всякого исключения; быть эффективными и рациональными при удовлетворении согласованных требований клиента; постоянно стараться улучшать качество работы, чтобы соответствовать ожиданиям клиентов. <...> * Юрасова Мария Владимировна, e-mail: polevik@rambler.ru 112 Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. <...> В рыночной экономике производитель и потребитель находят друг друга на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. <...> При этом потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей. <...> Потребитель, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по своему собственному желанию. <...> Тем самым потребитель указывает <...>