ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ, ПРИБОРЫ, ТЕХНОЛОГИИ УДК 629.12.011 Н.Е. Жадобин, В.В. Королев, С.В. Заставный (Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова, СанктПетербург) Email: zonara@mail.ru Контроль механических напряжений и деформаций в корпусе судна Особое значение для оценки состояния корпусных конструкций судна имеют датчики на пряженного состояния корпуса, а также системы сбора и обработки информации от этих датчиков. <...> При исследовании полей распределения деформаций при реальных нагрузках, дейст вующих на судно в целом в процессе эксплуатации, наиболее приемлемыми являются магнито упругие преобразователи (МУП). <...> Для представления, обработки и хранения полученной ин формации от МУП в систему контроля напряженного состояния корпуса введен блок цифро вой обработки сигнала. <...> Разработанная система контроля позволяет повысить безопасность мореплавания, обеспечивая судоводителей во время работы реально собранными во время рейса данными и обоснованными математическими рекомендациями. <...> Ключевые слова: многоканальная система контроля напряженного состояния корпуса судна, повреждения корпусных конструкций, датчики напряженного состояния корпуса, магнитоупругие преобразователи, балкер, слеминг бортовой и днищевой, низкочастотный КИХфильтр (фильтр с конечноимпульсной характеристикой), интерфейс, хосткон троллер, аналогоцифровой преобразователь (АЦП), мультиплексор. <...> Одним из важных параметров технического со стояния судна является оценка состояния его кор пусных конструкций. <...> Во время шторма в Керченском проливе в ноябре 2007 г. пострадало 15 судов, в частности переломился танкер "Волгонефть139", в воды про лива попало около 2 тыс. т мазута. <...> С другого танке ра "Волгонефть123", у которого был серьезно по врежден корпус, пришлось откачать около 4 тыс. т нефтепродуктов. <...> ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ, ПРИБОРЫ, ТЕХНОЛОГИИ Для предотвращения таких ситуаций следует применять датчики напряженного <...>