ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ УДК 621.039.001.25:574:501:341.12 БИОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗРЫВА ТУНГУССКОГО ТЕЛА В 1908 Г. Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург, Россия Эл. почта: sapunov@rshu.ru В.Б. Сапунов Статья поступила в редакцию 22.03.2010, принята к печати 24.05.2010 Статья посвящена систематизации и анализу данных о пролете и взрыве Тунгусского тела 1908 г. и анализу последствий этих явлений для атмосферы, флоры, фауны, а также человека. <...> Рассмотрены основные результаты воздействия феномена на лесной массив – вывал деревьев и пожар, на торфяную подстилку, на животных и растения. <...> Обсуждается воздействие феномена на глобальный климат и озоновый слой. <...> Сущность самого феномена специально не рассматривается, но анализ экологических последствий позволяет отвергнуть метеоритную и кометную гипотезы. <...> Гипотеза взрыва ядерного реактора не может считаться доказанной, но наиболее адекватна известным фактам. <...> Проблема связи Тунгусского феномена с деятельностью внеземных цивилизаций на сегодняшний день не может получить исчерпывающего решения. <...> Точнее, Тунгусского феномена (ТФ), ибо неизвестно, был ли то метеорит или что иное, а также было ли вообще падение как таковое. <...> В связи с этим, в настоящей работе ставится конкретная задача – рассмотреть и систематизировать биоэкологические аспекты того, что произошло в сибирской тайге 100 лет назад. <...> Сплошной вывал 80 млн деревьев произошел на площади 2150 км2 . <...> Эпицентр почти совпал с центром кратера вулкана, функционировавшего в триасовом периоде. <...> Она обнаружила в районе Нижней Тунгуски огромный вывал леса. <...> Лишь шесть лет спустя, 13 апреля 1927 г., ученые добрались до эпицентра, где вместо кратера обнаружили заболоченное озеро и множество углублений, заполненных водой. <...> Кулик предположил, что метеорит развалился на части, не долетев до поверхности Земли. <...> Это предположение стало метеоритной гипотезой, которая была не в состоянии объяснить целый ряд явлений, наблюдавшихся <...>