Теория и практика К.С. Станиславский как наставник Ефим РОГОВЕР, доктор педагогических наук, профессор ыдающийся режиссёр, актёр, те атральный педагог, мыслитель и теоретик, К.С. Станиславский оказал могучее влияние на многие сферы драматического и музыкально го искусства, явившись крупным экс периментатором, создателем и руко водителем Московского Художествен ного театра, Оперной студии Большо го и Опернодраматической студии. <...> Заметное воздействие теории и прак тики Станиславского испытывали и испытывают психологи, физиологи, педагоги, мастера художественного слова. <...> Пути и формы их соприкосновения с учением Станиславского нуждаются в своём внимательном изучении. учителейсловесников В 8 1 Станиславский К.С. <...> И хотя наше прежнее искусство и литература, по наблюдению режиссёра, «построе ны на отрицательных героях и лицах: Хлестаков, Городничий, Земляника, все типы Островского, все «Горе от ума», весь Мольер переполнены от рицательными образами», а зрителю всегда было свойственно тяготение и устремление к идеалу, благодар ность отечественной публики была неизменной (VI, 365–366). <...> «Чтение по речевым тактам скрывает в себе… важную практичес кую пользу: оно помогает самому про цессу переживания. <...> Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы ещё потому, что они заставляют ана лизировать фразы и вникать в их сущ ность» (III, 96). <...> Это делает чтецкую речь понятной по передаче, глубокой по содержанию и стройной по форме. <...> С делением на речевые такты связана важная расстановка пауз, которые на званы Станиславским одними из «главных козырей». <...> Среди них выде ляются люфтпаузы (самые короткие остановки для быстрого вдоха), логи ческие паузы (они соединяют слова в группы и одновременно отделяют эти группы или речевые такты друг от друга; помощниками при распределе нии этих пауз являются знаки препи нания) и паузы психологические (яв ляющиеся красноречивым молчанием разной <...>