Совершенствование коммуникативных умений учащихся старших классов на уроках по предметам гуманитарного цикла Я вляясь формой хранения и ус воения различных знаний, язы ки народов России, независимо от официального статуса языка, не разрывно связаны со всеми школьны ми предметами. <...> Уровень языковой и коммуникативной компетенций обучающихся определяет качество ус воения предметов, а в дальнейшем — качество овладения профессиональ ными навыками. <...> В современных, достаточно сложных условиях функционирования русско го и других языков народов России значительно повышается роль учите ля как носителя образцовой речи, про водника высокой речевой культуры. <...> Сказанное, прежде всего, относится к учителю, преподающему предметы гуманитарного цикла: лите ратуру, историю, обществоведение, ис торию и культуру родного края, гео графию и др. <...> Изучение названных предметов на государственном языке Российской Федерации, государст венном языке республики или языке в статусе родного предоставляет боль шие возможности для совершенство вания коммуникативных умений уча щихся старших классов. <...> В 10–11 классах в процессе изучения предметов гуманитарного цикла уча щиеся готовят доклады, сообщения, рефераты, аннотации, выполняют раз личные проекты. <...> Эта многогранная учебная деятельность должна умело контролироваться учителемпредмет ником. <...> Важно, чтобы старшеклассни ки продуцировали качественные учеб ные тексты как в устной, так и в пись менной форме; чтобы они овладевали общеучебными умениями и универ сальными учебными действиями: уме нием формулировать цели деятельно сти, планировать её, проводить библио графический поиск, извлекать необхо димую информацию из разных источ ников, перерабатывать текст и т.д. <...> При этом следует обращать присталь ное внимание на языковое оформле ние текстов, так как при работе над ни ми обогащается активный и потенци альный <...>