Теория и практика Воспитание патриотических ценностей средствами русской и других национальных литератур Меджи ЧЕРКЕЗОВА Л итература — это образное по знание и отражение действи тельности, поэтому она облада ет огромной силой эмоционального воздействия. <...> Широко известны слова Л.Н. Толстого о том, что художествен ное творчество основано на «способ ности людей заражаться чувствами других людей»1. <...> Отсюда особая вос питательная направленность искусст ва (литературы), его способность, за ражая силой примера, воспитывать и утверждать высокие идеалы. <...> Игно рируя эмоциональный фактор литера туры, мы тем самым сводим на нет и её воспитательное значение. <...> Одна из целей литературы, как и лю бого другого вида искусства, по опре делению Лессинга, «научить нас, что мы должны делать и чего не делать; ознакомить нас с истинной сущнос тью добра и зла, приличного и смеш ного, показать нам красоту первого во всех сочетаниях и следствиях… и вы яснить, наоборот, безобразие послед него»2. <...> Поэтому в ней нераз рывны познавательные и воспитатель ные начала, так велика её роль в фор мировании гражданских чувств и нравственных качеств личности. <...> Учебный предмет «Литература» в школе является не просто одним из предметов. <...> Он представляет сферу об щего духовного формирования лично сти, создаёт прочные предпосылки для наиболее успешного овладения другими областями знания. <...> Она способна исподволь, ненавязчи во, на превосходных образцах художе ственного творчества воспитывать вы сокие нравственные качества: любовь к Отечеству и чувство чести, достоин ство и благородство, национальное са мосознание и чувство сопричастности к другим народам и многое другое. <...> Особое значение приобретает препо давание русской литературы в би лингвальной и бикультурной школе (далее будем называть её националь ной), поскольку она укрепляет общ РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1’2015 М. Черкезова <...>